Шнекороторы - снегомёты. Зил снегоуборщик


Шнеко-роторный снегоочиститель Д-470 (на базе ЗиЛ-157КД)

Приветствую, уважаемые коллеги!

После достаточно длительного перерыва с удовольствием предлагаю вашему вниманию новую модель грузовика в формате City - шнеко-роторный снегоочиститель Д-470 на базе ЗиЛ-157КД.

2. Шнеко-роторный снегоочиститель Д-470 Шнеко-роторный снегоочиститель Д-470

Идея собрать аппарат на основе ЗиЛ-157 родилась давно, еще когда делал "Mack B-42" - кабина его после определенных переделок вполне подошла бы для Studebaker-a или для 157-го.

Сначала была мысль сделать автомобиль аварийной службы, но его фургон требовал множества деталей, а двухцветная раскраска плохо сочеталась с конструкцией боковин кабины.

В итоге выбор пал на снегоочиститель, тем более погодная обстановка зимой однозначно к этому выбору располагает :)

3. 4. Прототип модели - ЗиЛ-157 (КД) Д-470 Прототип модели - ЗиЛ-157 (КД) Д-470

Итак, пару слов о прототипе модели:

Справка:

Шнеко-роторный снегоочиститель Д-470 предназначен для очистки от снега автомагистралей, взлётно-посадочных полос, рулёжных дорожек, мест стоянок самолётов.

Был разработан на Рыбинском заводе дорожных машин на шасси ЗиЛ-157Е в 1958 году. В 1959 году производство передано на Северодвинский ремонтно-механический завод (с декабря 1962 года - "Севдормаш").

Кроме гражданских дорожных служб Д-470 в больших количествах поставлялся в армию для работы на аэродромах. Применялся и в гражданских аэропортах.

Для установки снегочистительного оборудования базовое шасси дорабатывалось: снимался передний бампер, удлиннялась передняя часть рамы, дорабатывалась пневмосистема, запасное колесо устанавливалось за кабиной вертикально, фары переносились на крышу кабины.

5. 6. Д-470 расчищает дорогу от снежных заносов Д-470 расчищает дорогу от снежных заносов

Ну, а теперь, собственно, обзор самой модели.

Сначала собрал кабину в LDD, помучился немного в выборе между копийностью и возможностью усадить минифигурку, и в итоге остановился на первом варианте.

7. Все началось как всегда - с LDD-модели ... Все началось как всегда - с LDD-модели ...8. ... а вот таким снегоочиститель получился в реальности ... а вот таким снегоочиститель получился в реальности

В процессе сборки из реальных деталей модель претерпела небольшие изменения по сравнению с виртуальной моделью.

Так, из-за недостатка некоторых желтых деталей решил выделить белым цветом решетку радиатора на капоте и окантовку радиатора на кожухе дизеля. Подобная расцветка вполне реальна, например, для аэродромных машин.

Вместо трех фар на крыше оставил две - в принципе, такие варианты тоже встречались.

Но, как говорится, лучше один раз увидеть - поэтому лучше изучим модель подробнее по фотографиям:

9. Вид справа-спереди Вид справа-спереди10. Вид слева-спереди. Вид слева-спереди.11. Вид слева-сзади Вид слева-сзади12. Вид справа-сзади Вид справа-сзади13. Вид в профиль слева Вид в профиль слева14. Вид в профиль справа Вид в профиль справа15. Вид 3/4 слева Вид 3/4 слева16. Вид 3/4 справа Вид 3/4 справа17. Шасси - взгляд снизу. Можно рассмотреть крепление снегоочистителя Шасси - взгляд снизу. Можно рассмотреть крепление снегоочистителя

Пока мы с вами изучали Д-470, возле машины появился парень в световозвращающей жилетке дорожника с совковой лопатой наперевес.

Но улыбка на небритом и немного усталом лице парня отбросила все сомнения в его намерениях.

- Здорово, ребята!- Здравствуйте, - ответили мы.- Федор, - представился парень, снял верхонки и крепко пожал нам руки.- Как вам мой "трумэн"?- Серьезный аппарат! Наверное, хитрая система? - надеясь на продолжение разговора, "закинули удочку" мы.- Главное - надежная! - улыбнулся в ответ наш новый знакомый.

Слово за слово - разговорились...

Оказалось, Федор действительно специалист-"дорожник", основная его работа зимой - патрулирование проселочных дорог на участке его бригады и расчистка снежных заметов.

В конце 90-х бригаде остро не хватало техники, вот и взяли списанный Д-470 с местного аэродрома, буквально укатили с пункта приемки металлолома.Федор с отцом починили аппарат, привели в полную боевую готовность, с тех пор он верой и правдой служил своим спасителям.

- Батя мой в ГДР служил, там Д-470 уважали (и уважают до сих пор). Вообще, наши снегоочистители тогда во многие страны соц. лагеря поставлялись. Где-то до сих пор бегают... - похлопав по крылу свой 157-й, рассказывает Федор.

18. Дорожник Федор возле своего снегоочистителя Дорожник Федор возле своего снегоочистителя

- Самый важный агрегат в этой машине - снегоотбрасыватель, - Федор показывает нам на внушительный агрегат со шнеками и раструбом, навешенный на раму 157-го.

19. Вид на питатель снегоочистителя. Хорошо видны шнековый питатель, за ним - ротор (желтый) Вид на питатель снегоочистителя. Хорошо видны шнековый питатель, за ним - ротор (желтый)

Справка:

Однороторный метательный аппарат (шестилопастный ротор) и двухшнековый питатель смонтированы в общем корпусе, снабжённом горизонтальными и вертикальными ножами для подрезания и обрушения снега.

20. Шнеки и ротор на реальной машине Шнеки и ротор на реальной машине

- Как видите, кожух ротора снабжён выносным патрубком. Через него ротор и гонит снег с дороги далеко за обочину, - поясняет Федор.- А снег можно откидывать только направо?- Нет, я просто перевожу рычаг гидрокрана в другое положение и гидроцилиндр меняет направление выброса снега.

Кстати, внимательный читатель наверняка уже заметил эту особенность по фотографиям :)

21. Крепление снегоотбрасывателя на модели. Трос играет вспомогательную роль - не дает "проседать" снегоотбрасывателю Крепление снегоотбрасывателя на модели. Трос играет вспомогательную роль - не дает "проседать" снегоотбрасывателю

- Подъем-опускание снегоотбрасывателя также регулируется гидроцилиндром, - продолжает свое повествование Федор.- Подожди, Федор! Ведь у 157-го нет гидросистемы?- Ну да, но здесь есть и гидронасос, и прочие агрегаты. Вес у снегоотбрасывателя немалый, гидроцилиндр для его подъема - самое оно!

22. Вид на навеску снегоотбрасывателя на реальной машине Вид на навеску снегоотбрасывателя на реальной машине23. Рабочий аппарат снегоотбрасывателя может быть легко снят с тягача (для обслуживания или ремонта) Рабочий аппарат снегоотбрасывателя может быть легко снят с тягача (для обслуживания или ремонта)

Возвращаясь из нашего Лего-мира в реальный, замечу, что если владельцу модели Д-470 захочется немного поиграть, то имеет смысл установить лыжи скольжения.

Они помогут сохранить в целости вертикальные "ножи" кожуха питателя снегоотбрасывателя в процессе уборки с пола или коврового покрытия "воображаемого" снега.

К тому же прототип тоже был оснащен таким устройством, правда, лыжи были явно поменьше.

Справка:

Питатель в работе опирался на две шарнирно установленные и регулируемые по высоте лыжи.

24. Закрепляем лыжи для улучшения скольжения Закрепляем лыжи для улучшения скольжения25. Теперь толкать снегоотбрасыватель будет гораздо надежнее :) Теперь толкать снегоотбрасыватель будет гораздо надежнее :)

- Федор, а как штатный двигатель 157-го справляется с такой нагрузкой? Это ведь нужно и саму машину толкать, и снег грести и отбрасывать, да еще всякие гидроусилители крутить!- Какой такой штатный двигатель? Тот, что здесь должен быть? - со смехом Федор откинул створку капота и с удовольствием посмотрел на наше изумление: вместо мотора впереди лежали ... фуфайка, спецовка, инструменты и т.д.- А где же...?

Поняв наш немой вопрос, Федор раскрыл створки кузова, установленного на раме позади кабины грузовика.

Оказалось, это вовсе не кузов, а самый настоящий капот, под которым спрятался не просто какой-то двигатель - самый настоящий танковый дизель! (если быть точным, его половина).

Справка:

Привод автомобиля и рабочих органов осуществлялся от 6-цилиндрового дизеля У2Д6-С2, установленного на специальной моторной раме.

- В этом моторе почти 20 литров рабочего объема и 175 лошадей, - хвалит дизель Федор. - Представляете, какой у него крутящий момент?- Да тут каждый цилиндр с трехлитровую банку!- Ну так попробуйте лопатой снег покидать, а потом возьмите штук шесть зараз, да десять тонн в минуту попробуйте выдать! - смеется Федор...

Справка:

Производительность Д-470: 625 тонн/час

26. Створки моторного кожуха открыты. Видны двигатель и доп. контрольные приборы Створки моторного кожуха открыты. Видны двигатель и доп. контрольные приборы

Насчет выхлопной трубы: изучение фотографий Д-470 показало - она может быть выведена куда угодно в разных модификациях: наверх (в вырез крыши мотоотсека), направо или налево (между мотоотсеком и кабиной, в вырез на правой боковине кожуха мотоотсека), сзади (над радиатором) и т.п.

Поскольку на реальном прототипе она зачастую малозаментна, решил не акцентировать на ней внимание вообще. При желании добавить ее можно достаточно быстро.

Зато реализованы полноценная "запаска" за кабиной и огнетушитель. :)

27. Защита радиатора моторной установки снята. Видны соты радиатора Защита радиатора моторной установки снята. Видны соты радиатора

- Конечно, кабина у 157-го небольшая, но я уже как-то привык, - улыбнулся Федор.- Зато обогреватель есть автономный, можно дизель вхолостую не гонять, чтобы согреться!

В отличие от модели Mack-а, чтобы зрительно расширить кабину и разместить руль как положено - слева, пришлось сделать накладные боковины кабины из 3-х деталей.

28. Кабину не назовешь просторной, но зато с автономным отопителем! Кабину не назовешь просторной, но зато с автономным отопителем!

- Ребята, я рад бы еще поговорить, да пора дорогу чистить! - смущенно сказал Федор, взглянув сначала за окно гаража, за которым начал крутить снежные вихри лихой февральский ветерок, а потом на свои командирские часы.- Конечно, спасибо большое за интересный рассказ!- Я вижу, вы на машине - если хотите, поехали со мной, покажу своего снежного "Трумэна" в деле? - неожиданно предложил Федор.

Тут разве откажешь :)

- А поехали!

Рыкнув дизелем и выбросив клуб сизого дыма, Д-470 уверенно пошел по свежепрочищенной дороге вдоль поселка. Мы двинулись следом.

Снегопад разыгрался не на шутку, снега за неделю навалило столько, что на пару месяцев бы хватило. Вот уже обочины вдоль дороги превратились в стенки снежной траншеи.

Д-470 моргнул стоп-сигналами.Приехали - впереди метра полтора высотой снежный занос...

29. В родной стихии ... В родной стихии ...

Тихо зашипела гидросистема, опуская снегопитатель на дорогу. Взревел дизель, и, взрезая снег, шнекоротор пошел вперед.

Несколько минут, и нам нужно уже заводить мотор своей машины, чтобы догнать его. Сила!

Когда Федор сделал перерыв в работе, мы попросили его немного попозировать для фото на память.

Утопая в снегу, сделали несколько снимков...

30. 31. 32.

Зимой темнеет быстро, а ведь Федору нужно успеть вовремя закончить расчистку дороги.

- Счастливо тебе, Федор! Спасибо!- И вам всего ребята, будьте здоровы!

Федор ловко вскочил на подножку своего вездехода, махнул нам рукой на прощание и захлопнул за собой дверцу кабины.

33.

Взревел дизель, вспыхнули лампы фар, засверкали в их лучах падающие снежинки.

Закружили в своем железном хороводе шнеки, ротор, ударил из раструба столб снега - Д-470 продолжил свой нелегкий труд...

А мы покатили домой, радуясь ровной дороге и вспоминая добрым словом "снежный крейсер" Д-470 и его командира.

34. Удачи тебе, Федор! Пусть твой верный "трумэн" служит тебе верой и правдой еще долгие годы! Удачи тебе, Федор! Пусть твой верный "трумэн" служит тебе верой и правдой еще долгие годы!

Вот таким получился Д-470 на базе ЗиЛ-157(КД) из Лего.

Приношу свои извинения за "пересвет" фотографий - к сожалению, свободного времени маловато, удавалось снимать только ближе к вечеру, и естественного освещения не хватало...

Спасибо за просмотр!

А в завершении предлагаю вашему вниманию пару видеороликов:

Д-470 в работе (ФРГ)

ЗиЛ-157 на природе

copy.doublebrick.ru

Д-470

Д-470

Шнекороторный снегоочиститель Д-470 машин на шасси ЗиЛ-157Е разработан на Рыбинском заводе дорожных под руководством конструктора В.К.Коршунова в 1958 году. В 1959 году производство передано в Северодвинск на механический завод №6 (с декабря 1962 года - "Севдормаш"). Первый снегоочиститель северодвинского производства был готов к 1 мая 1959 года. Он принял участие в первомайской демонстрации в Северодвинске. До конца года было собрано 12 снегоочистителей. В дальнейшем объёмы производства увеличиваись и в 1966 году выпущен уже тысячный Д-470.

Д-470 предназначен для очистки от снега автомагистралей, взлётно-посадочных полос, рулёжных дорожек, мест стоянок самолётов.

Для установки снегочистительного оборудования базовое шасси дарабатывалось: демонтировался штатный двигатель, снимался передний бампер, удлиннялась передняя часть рамы, дорабатывалась пневмосистема, запасное колесо устанавливалось за кабиной вертикально, фары переносились на крышу кабины. Привод автомобиля и рабочих органов осуществлялся от 6-цилиндрового дизеля У2Д6-С2 (У2Д6-С3, У2Д6-С4), установленного на специальной моторной раме. Моторная рама крепилась при помощи стремянок к раме автомобиля за кабиной. Двигатель закрывался капотом, имеющим открывающиеся люки для доступа к оборудованию. Трансмиссия привода рабочего органа состояла из цилиндрического редуктора, соединённого с двигателем посредством пневмошинной муфты, системы карданных валов и раздаточного редуктора, от которого крутящий момент передаётся непосредственно ротору и через систему цепных передач - шнековому питателю. Рабочий орган распологался в передней части автомобиля и состоял из однороторного метательного аппарата и двухшнекового питателя, смонтированных в общем корпусе, снабжённом горизонтальными и вертикальными ножами для подрезания и обрушения снега. Метательный аппарат представлял собой 6-лопастный статически отбалансированный ротор. Ротор заключён в кожух, снабжённый выносным патрубком, устанавливаемым в заданное положение с помощью гидроцилиндров, что позволяло менять направление выброса снега. Шнековый питатель состоял из двух горизонтально расположенных друг над другом однозахватных шнеков, выполненных из пустотелых труб, на которых навиты винтовые лопасти с правым и левым направлением спирали. Рабочий орган в работе опирался на две шарнирно установленные и регулируемые по высоте лыжи. Электрооборудование двухцепное: напряжением 24 и 12 В. Система 24 В включала генератор Г-731А и 4 аккумулятора 6-СТ-132ЭН, система 12 В - генератор Г-12В и 2 аккумулятора 3-СТ-84ПД. Отопление кабины водителя осуществлялось от системы охлаждения двигателя (с 1961 года устанавливался автономный отопитель).

Кроме гражданских дорожных служб Д-470 в больших количествах поставлялся в армию для работы на аэродромах. Применялся и в гражданских аэропортах.

В ходе производства Д-470 постоянно совершенствовался. Все выпущенные на заводе снегоочистители, сключая экспортные, принимались военпредами. С 1961 года выпускался на базе ЗиЛ-157КЕ, с 1978 - на базе ЗиЛ-157КДЕ. С введением в 1968 году новой системы обозначений дорожных машин индекс изменился на ДЭ-204. С появлением снегоочисттеля ДЭ-210 на базе ЗиЛ-131 производство продолжалось параллельно с ним и завершилось только в 1986 году. Поставлялся на экспорт в Болгарию (30 машин), Венгрию (20), ГДР (88), Ирак (3), Иран (35), Монголию (15), Польшу (85), Румынию (46), Турцию (109), Чехословакию (65), Югославию (10). В Турции был организован сервисный центр для обслуживания снегоочистителей. Отдельные экземпляры Д-470 продолжают работать до сих пор.

Модификации автомобиля:

  • Д-470 (ДЭ-204) - базовый на шасси ЗиЛ-157Е (ЗиЛ-157КЕ). Выпускался в 1958-1978 годах.
  • Д-470А (ДЭ-204А) - модернизированный на шасси ЗиЛ-157КДЕ. По ряду агрегатов унифицирован с ДЭ-210. Производительность увеличена до 720 т/ч. Выпускался в 1978-1986 годах.

Технические харктеристики

Габариты, мм:

длина ширина высота

8000 2570 2530
База, мм 3665+1120
Колея, мм 1755/1750
Радиус поворота, м 11,2
Масса в снаряженном состоянии, кг 8820
Двигатель:

тип число цилиндров рабочий объём, см2мощность, л.с.

У2Д6-С26 19440 175
Число передач 5x2
Колёсная формула 6x6
Размер шин 12,00-18"
Запас топлива, л 2x150
Скорость, км/ч:

рабочая транспортная

0,4-5,8 40
Производительность, т/ч 625
Максимальная толщина очищаемого снега, мм 1300

Литература

  1. Колеватов А. Шнекороторный снегоочиститель Д-470 // Автомобильный моделизм. - 2009. - №1. - С. 15-18.
  2. Круглов А. Шнекороторный снегоубощик // М-Хобби. - 2014. - №3. - С. 41-47.
  3. Машины для городского хозяйства. - М.: "Машиностроение", 1988. - С. 77-79.
  4. Машины для строительства и содержания дорог и аэродромов / Под ред. А.Э.Шарца. - М.: "Машиностроение", 1985. - С. 301-306.
  5. Один мотор хорошо, а два - хуже, или теория совершенства / Основные средства. - 2002. - №11.

aviaros.narod.ru

Шнекороторы - снегомёты: mib55

В этом году зима у нас выдалась самой настоящей, с морозами и падающим в приличном количестве снегом, так что коммунальщикам волей-неволей постоянно приходится заниматься его уборкой. На центральных улицах снег грузят погрузчиками в самосвалы и вывозят из города, а вот на периферии порой обходятся гораздо проще - снег просто выбрасывается с проезжей части с помощью специальных машин - шнекороторных снегоуборщиков. Чаще всего у нас можно встретить шнекороторы на на базе Уралов, например, вот этот Д-902 на базе Урал-375.

Принцип работы шнекороторов простой - при движении машины снег при помощи шнеков подаётся на ротор (по сути - большой вентилятор), который и отбрасывает снег далеко в сторону. Для привода шнекоротора на Д-902 установлен дополнительный двигатель - 12-цилиндровый (!) дизель 1Д12БМС мощностью 400 л.с. За час машина может убрать до полутора тысяч тонн снега, а дальность откидывания составляет до пятидесяти метров. Д-902 и их более поздние модификации часто применяются для очистки от снега ВПП и рулёжек аэродромов, в моём репортаже про технику омского аэропорта фигурировала такая машина.

Менее мощные шнекороторные снегоуборщики ДЭ-210 изготавливались на шасси ЗиЛ-131, на них устанавливался 6-цилиндровый дизель У2Д6 мощностью 250 л.с. или его аналоги, при этом штатный зиловский двигатель демонтировался.Производительность ДЭ-210 поскромнее - он убирает до тысячи тонн снега за час, а дальность отбрасывания - 24 метра.

Самые лёгкие шнекороторы монтируются на базе тракторов, вот, например, ДЭ-220А на базе волгоградского ДТ-75М. На нём привод шнекоротора осуществляется от двигателя трактора, производительность этой машины - 400 тонн в час, а дальность отбрасывания снега - 16 метров. На фото хорошо видно, как выглядит шнекоротор в работе.

Пока всё, как-нибудь потом напишу и про другие типы снегоуборочных машин.

mib55.livejournal.com


Смотрите также