«ЗИЛ ведь снесли – и ничего...»: сровняют ли с землей легендарный ЗЯБ? Зил снесли


pikabu.ru

 

, . , . "" . , , , - , , . (= , " ", , .

, ChrisFoster, , . , , , , .- . , .

, , ,

, , , , , , , , , / , .

, , . . , . . 

. - . , , ... 

...

. , 20 10 . .. 

, , . , , . . , - , , , , . . - . , . . . " " . , , , , , , , , . 

, : ..... ..... : - , , , ..

  . " ", , . " ". 3- . 

PS ,  

сровняют ли с землей легендарный ЗЯБ?

18.01.2018

На месте полубанкротного завода, с которого начиналась история Челнов, городские власти лоббируют строительство жилья

Иск ФНС на 56,5 млн рублей к «КамгэсЗЯБу» — очередной тревожный звонок для предприятия с 55-летней историей, входящего в «Ак Барс Холдинг». Налоговики инициируют банкротство на фоне заявлений мэра города Наиля Магдеева о перспективности этой территории для застройки. Как выяснил «БИЗНЕС Online», такой вариант судьбы завода обсуждался еще при Ильдаре Халикове и даже заложен в генплан. Не согласны готовиться к похоронам только на самом предприятии — но надо ли его спасать?

Налоговики инициируют банкротство «КамгэсЗЯБа». Сумма исковых требований не так уж и велика — 56,5 млн рублей, но это очередной тревожный звонок для предприятия с 55-летней историей Фото: Олег Спиридонов

«ОДНИМ ЗАВОДОМ БЕТОНА БОЛЬШЕ, ОДНИМ МЕНЬШЕ...»

Над бьющимся третий год за свое выживание заводом «КамгэсЗЯБ» дамоклов меч занесла налоговая служба. В картотеке Арбитражного суда РТ в последних числах декабря появился иск ФНС о признании 100-процентной «дочки» «КамГЭСэнергостроя» банкротом. Сумма исковых требований, выставляемых ведомством [очевидно, неуплаченных налогов], не так уж и велика — 56,5 млн рублей. Пока что заявление истца оставлено без движения, но чисто по формальным признакам.

Есть и другой, уже выигранный, иск к предприятию со стороны АСВ — на 95 млн рублей. Агентство в данном случае действует от лица обанкротившегося ИнтехБанка. Как выяснилось, летом 2015 года «КамгэсЗЯБ» оформил в банке кредит на 70 млн рублей, на конец сентября 2017 года задолженность с учетом штрафов и пени оценивалась уже в 95 млн рублей. Есть, правда, «смягчающее» обстоятельство в виде поручительства «Ак Барс Холдинга», но неоплаченный долг налицо.

Претензии со стороны АСВ и даже иски о банкротстве — все это, в принципе, можно было бы рассматривать как рутинную судебную практику, с которой рано или поздно может столкнуться любое предприятие. Более того, нет сомнений, что при большом желании «КамГЭСэнергострой» и стоящий за его спиной холдинг Ивана Егорова могут сколь угодно долго платить по счетам.  

Наиль Магдеев: «Там есть [у завода ЗЯБ] действующие производства. Но нужны ли они? Сегодня таких мощностей нет, больших строек всесоюзного значения нет. Сегодня эти мощности недозагружены» Фото: «БИЗНЕС Online»

Однако совсем с другого ракурса на происходящее вокруг завода заставляют посмотреть заявления мэра Набережных Челнов Наиля Магдеева о том, что на месте ЗЯБа можно было бы построить отличный микрорайон. Впервые он заговорил об этом в сентябре прошлого года.

«Думаю, что компания „КамгэсЗЯБ“ или перенесет завод, или закроет его, — сказал мэр в интервью газете „Челнинские известия“. — Наверняка эта территория будет востребована для дальнейшего жилищного строительства. ЗИЛ ведь снесли — и ничего: страна пешком не ходит. И с „Москвичом“ та же история. На этой территории в Москве теперь прекрасные жилые комплексы. Убрали два завода в центре города — и ничего. Одним заводом бетона больше, одним меньше. В сегодняшних условиях это сильно не почувствуется, зато город будет иметь возможность развиваться дальше. На территории завода ячеистых бетонов можно строить хорошее жилье, объекты соцкультбыта».

Магдеев оговорился, что решение должен принимать собственник, но его мнение однозначное.

«Там есть действующие производства. Но нужны ли они? Сегодня таких мощностей нет, больших строек всесоюзного значения нет. Сегодня эти мощности недозагружены. Город территориально в своих возможностях ограничен — еще 5−10 лет, и нам нужно будет выходить за существующие границы города. Это реалии завтрашнего дня. Разные предложения были — кто-то даже на воду предлагал уйти. Но это пока только тема для обсуждения», — повторил мэр на недавней большой пресс-конференции. 

В третий раз о выносе ЗЯБа Магдеев упомянул и на пресс-завтраке для владельцев и главных редакторов ведущих городских СМИ, состоявшемся в конце декабря. Похоже, идея набирает все бóльшую инерцию.

В конце 2016 года исполком Челнов взыскал через суд долги и пени, а заодно и расторг арендный договор. Но это не освободило «КамгэсЗЯБ» от обязанности платить Фото: Олег Спиридонов

«МНЕ ТОЖЕ КУЧА ЛЮДЕЙ РАССКАЗЫВАЕТ О ТОМ, ЧТО МЫ В ОЧЕРЕДНОЙ РАЗ ЯКОБЫ БАНКРОТИМ «КАМГЭСЗЯБ»

В эту же канву укладывается и серия исков, которые исполком предъявил к «КамгэсЗЯБу» и «КамГЭСэнергострою» осенью 2017 года. Участок площадью 27,4 га, на котором расположен имущественный комплекс из 30 зданий, находился у предприятия на правах аренды. В конце 2016 года исполком взыскал через суд долги и пени, а заодно и расторг арендный договор. Но это не освободило «КамгэсЗЯБ» от обязанности платить. В прошлом году исполком подал новый иск, насчитав (по состоянию на октябрь) 5,7 млн рублей долга — в качестве неосновательного обогащения в виде пользования землей без договора.

Заместитель гендиректора «КамГЭСэнергостроя» по имущественным вопросам Рустем Хамидуллин задержек с платежами не отрицает, но подчеркивает, что они не превышают нескольких месяцев. По его словам, у компании в Челнах много участков под зданиями и производственными базами, которые не приносят дохода. «Если проехать в Челнах по промзоне — практически на каждом заборе написано „аренда“, „продажа“, — указывает Хамидуллин. — На аренде много не заработаешь, а есть коммуналка, есть зарплата людей».

Комментируя расторжение договоров через суд, Хамидуллин обращает внимание, что исполком не торопится закрепить участок на муниципальном балансе. «Нужно всего лишь зарегистрировать расторжение в регистрационной службе. Полгода проходит — никто этого не делает. Почему? Потому что мы платим и никому это расторжение не нужно. Мэрия расторгает с нами договор на землю, но здание-то забрать нельзя, это наша собственность. В худшем случае мэрию заставят по суду выдать нам землю под зданием, а прилегающая территория вернется городу, и ему придется самому следить за территорией — чистить от снега, красить бордюры... У города есть на это деньги? Или земля завода „КамгэсЗЯБ“... Что они с ней делать будут? Затраты на ее рекультивацию составят больше, чем реализация этой земли с любых торгов. Кому-нибудь в голову приходило просто пригласить сметчика и, прежде чем заявления делать, посчитать, сколько это все будет стоить городу?»

Из самой тональности этого заявления понятно, что, по крайней мере, некое недопонимание между «КамгэсЗЯБом» и руководством города имеется. Тем не менее множащиеся день ото дня слухи о банкротстве завода и последующем строительстве на его месте жилого комплекса Хамидуллин категорически опровергает.

«Мне тоже куча людей рассказывает о том, что мы в очередной раз якобы банкротим „КамгэсЗЯБ“, что людей увольняем, что все сносим, а оборудование сдаем на металлолом. А на руинах предприятия якобы будут организованы какие-то квесты, люди будут играть в пейнтбол и так далее. Какой-то просто бред несут. Никаких веерных отключений, никаких увольнений сотен наших работников не планируется. Уверяю вас, никаких пейнтбольных клубов на территории нашего завода не появится, — заверил Хамидуллин, добавив, что распространением подобной информации, по его мнению, занимаются недобросовестные конкуренты. — Мы, наоборот, в настоящий момент укрепляем руководство компании, деньги платим. Для чего мы все это делаем, чтобы все сломать, что ли?»

До не недавних пор ЗЯБом руководил Рамиль Нурутдинов. Ходили слухи, что его кандидатуру пролоббировал влиятельный челнинский строитель Виктор Ельцов — бывший гендиректор «КамГЭСэнергостроя» Фото: hchelny-biz.ru

Что же касается исков о банкротстве, поданных к заводу, то, по его словам, это «нормальный рабочий процесс». Хамидуллин считает, что все полученные «КамгэсЗЯБом» иски, в том числе и о банкротстве, явились следствием недостаточного профессионализма предыдущей команды управленцев завода. Напомним, до не недавних пор заводом руководил Рамиль Нурутдинов. Но 12 декабря коллективу завода представили нового директора — Марата Усманова, возглавлявшего до этого юридическую службу материнской компании, а еще ранее работавшего в Нацбанке РТ — в отделе страхового надзора. «Для этого мы теперь и поставили выправлять ситуацию профессионального юриста. Он теперь будет разгребать всю эту ситуацию. Решение о назначении директором предприятия Марата Усманова принято для того, чтобы усилить руководство производством, повысить прозрачность принимаемых управленческих решений и развития завода, а не с целью закончить его существование. Бухгалтерию укрепляем, она будет теперь централизованной, экономика предприятия теперь будет считаться не после того, как все случилось, а до этого».

Заместитель гендиректора «КамГЭСа» отметил, что на заводе «КамгэсЗЯБ» сегодня нет проблем с технологами, с техниками и инженерами. По его словам, там есть проблема с глобальным стратегическим руководством, с управляемостью экономикой предприятия. Но, по его словам, в ближайшее время на предприятии будет проведена оптимизация управленческих структур.

Хамидуллин отмечает также, что проблемы на «КамгэсЗЯБе» накапливались достаточно долгий срок. «Если мы отвечаем за это предприятие, то должны иметь право им и руководить. Так получается, что предыдущего директора на „КамгэсЗЯБ“ назначили, рекомендовали, нас не спросили, а ответственности-то никакой!»

Отметим, что при назначении Нурутдинова на должность ходили слухи, что его кандидатуру пролоббировал влиятельный челнинский строитель Виктор Ельцов — экс-депутат Госдумы и бывший гендиректор «КамГЭСэнергостроя». 

Более 60% возводимого в советские годы в городе жилья было построено с применением продукции, выпускаемой ЗЯБ Фото: hchelny-biz.ru

10 ЛЕТ В КРИЗИСЕ

Завод был основан в 1962 году и на протяжении нескольких десятилетий был без преувеличения одним из столпов стройиндустрии отрасли автограда. Более 60% возводимого в советские годы в городе жилья было построено с применением продукции, выпускаемой здесь. Сегодня завод производит продукции в многократно меньших объемах — это сборный железобетон, газобетон, брусчатка, товарный бетон, сухие смеси и металлоконструкции. Тем не менее на предприятии и по сей день трудятся не менее 500 человек.   

Лихорадит ЗЯБ еще со времен кризиса 2008–2010 годов, последствия которого отчасти усугубили наполеоновские планы прежнего собственника Валерия Пескова. Сотни миллионов рублей были взяты в банках на модернизацию производства, на освоение новых инновационных видов продукции (завод на новейших западных линиях стал выпускать пустотелые плиты, брусчатку и т. д.). В итоге предприятие попросту встало в начале 2011 года, набрав долгов на 900 млн рублей. Примерно 40% обязательств приходилось на банки: «АК БАРС» Банк, Автоградбанк и Сбербанк.

Началась процедура банкротства, работники ЗЯБа, переведенные в специально созданное ООО «УК „ЗЯБ“», фактически оказались на улице. В феврале 2011 года около 150 бывших заводчан взяли штурмом территорию завода под началом директора ООО «УК „ЗЯБ“» Владимира Баранова, который заявлял при этом, что намерен возобновить выпуск бетона. 

Бунт заводчан стал сигналом к мобилизации усилий. Именно тогда ЗЯБ взял под свое крыло холдинг Ивана Егорова. Однако полностью вывести предприятие из коматозного состояния не удалось Фото: «БИЗНЕС Online»

Для руководства республики бунт заводчан стал сигналом к мобилизации усилий. Именно тогда завод взял под свое крыло «Ак Барс Холдинг». Первое время предприятию всячески помогали заказами, однако полностью вывести его из коматозного состояния так и не удалось.   

Впервые информация о том, что на «КамгэсЗЯБе» опять не все благополучно, появилась в публичном пространстве еще в октябре 2015 года. Тогда прокуратура города после обращений к ней самих работников завода установила, что предприятие задолжало своим 676 сотрудникам заработную плату на общую сумму более 12,4 млн рублей. После вмешательства надзорного ведомства миллионные задолженности по оплате труда были погашены. Однако история с задержкой зарплаты имела последствия как для возглавлявшего завод гендиректора Владимира Петрова, так и для работников. Петров по требованию прокуратуры был дисквалифицирован, а ряды работников поредели более чем на сотню. 

Ситуацию осложнило то, что в 2013 году в Челнах у ЗЯБа появился мощный конкурент — завод по производству газобетона Uniblock Фото: «БИЗНЕС Online»

Назначенному в 2016 году директором вместо Петрова Нурутдинову удалось поработать менее полутора лет, но все, что он смог, — это снизить убыточность предприятия. Если при вступлении его в должность завод генерировал по году 150 млн рублей убытков, то, когда он покидал предприятие, реальный чистый убыток составлял около 50 млн рублей.

Ситуацию осложнило то, что в 2013 году в Челнах у завода появился мощный конкурент — завод по производству газобетона Uniblock казанских бизнесменов Ильгизара Хисматуллина и Ильдара Массарова, построивших на площадях завода «ЖБИ-Мелиорация» новое и современное производство, которое и перетянуло довольно серьезную долю заказов у «КамгэсЗЯБа».

Анатолий Кондюков: «В ближайшее время мы зябовские серии уже не планируем, если только они не сделают что-то такое кардинальное, что вернет им былую славу и возможность комплектовать нам дома» Фото: hchelny-biz.ru

«МЫ ЗЯБОВСКИЕ СЕРИИ УЖЕ НЕ ПЛАНИРУЕМ»

Новая попытка возрождения предприятия неизбежно натолкнется на накопленный груз недоверия челнинских строителей. Один из игроков на строительном рынке автограда на условиях анонимности в 2016 году рассказывал «БИЗНЕС Online», что был вынужден переориентироваться на продукцию других поставщиков железобетона.  

«Когда ты делаешь предоплату, не можешь затем получить отгрузку продукции — комплектный железобетон — и это системно продолжается на протяжении последних двух лет, то, конечно, напрашивается вывод: почему это происходит? Так ведь быть не должно, когда ты деньги отдаешь, по сути дела, авансируешь это предприятие, а потом ходишь и выпрашиваешь у него свой товар. Состояние, когда завод на оплаченные тобой деньги не может изготовить нужную тебе продукцию, вызывает ряд вопросов. И очень долго это продолжаться не может», — объяснил свою позицию один из строителей.

Этой же мысли придерживались и другие участники рынка, опрошенные «БИЗНЕС Online». В частности, исполнительный директор ГК «Профит» Анатолий Кондюков заявлял, что компания достраивает последние зябовские дома и сотрудничество с заводом прекращает. «У нас были привязанные к сериям ЗЯБа дома, мы сейчас перепривязываем их на другие серии. „Добиваем“ последние зябовские дома — и все. В ближайшее время мы зябовские серии уже не планируем, если только они не сделают что-то такое кардинальное, что вернет им былую славу и возможность комплектовать нам дома. Я знаю, что в таком же состоянии и другие компании, которые на их поставках сидят. Фактически все мы сейчас, строители зябовских серий, между собой воюем, чтобы выбить себе какой-то элемент железобетона. Это в основном сам „КамГЭСэнергострой“, УКС „КамГЭСэнергострой“ и „Комфортное жилье“ Михаила Золотухина. Золотухин, я знаю, уже сегодня на комплектации домов 141-й зябовской серии начинает применять железобетон других заводов. Мы тоже этим путем идем. Например, перекрытия на 100 процентов закупаем у других поставщиков, некоторые другие виды изделий заказываем у „Стройдетали“. В общей сложности уже около половины деталей мы изготавливаем на других заводах», — заявлял он.

Ильдус Камалов: «Просто так сейчас заявить о том, что давайте завод уберем и построим здесь микрорайон... Это, знаете ли, попахивает коррупцией! Кому-то, возможно, просто приглянулись эти земли» Фото: hchelny-biz.ru

«ПРЕДПРИЯТИЕ ОДНОЗНАЧНО НАДО ВЫНОСИТЬ ЗА ПРЕДЕЛЫ ГОРОДА»

«БИЗНЕС Online» обратился к архитекторам автограда с вопросом, как они относятся к возможному банкротству, последующему за этим сносу предприятия и появлению на его месте нового микрорайона.

По словам архитектора и гидрогеолога Ильдуса Камалова, в приложении к генплану 2006 года, разработанному «Татинвестгражданпроектом», территория, на которой сейчас расположен завод, отдана под застройку высотными жилыми и общественными зданиями. В пояснительной записке к генплану говорится, что завод в перспективе до 2025 года должен быть вынесен за черту города. «Территория под ЗЯБом — это на самом деле геометрический центр города», — отмечает он.

Как указывает специалист, прежде чем принять какое-то решение относительно судьбы завода, нужно сделать генеральную планировку территории, включив в нее и другие пустующие в округе земли и карьеры. Таким образом к уже имеющейся территории можно добавить около 300 га земли. На саму планировку Камалов предлагает организовать конкурс, чтобы сделать в итоге там «шикарный центр города с дворцами, стадионами и всей необходимой инфраструктурой».

«Просто так сейчас заявить о том, что давайте завод уберем и построим здесь микрорайон... Это, знаете ли, попахивает коррупцией! — говорит специалист. — Кому-то, возможно, просто приглянулись эти земли и ... Не имея перспективных планов развития данной территории, взять и просто так закрыть работающее предприятие — это будет преступлением! Работает сейчас завод, его нужно модернизировать, выпускать новые виды продукции. А выносить за город его надо поэтапно (это не бывает одним днем), параллельно вводя очереди строительства. А так, чтобы сразу все взять и снести, не получится».

Архитектор Владимир Нестеренко считает, что идея Магдеева вполне реализуема. Все зависит от того, как поставить задачу. «Сейчас все реально. Даже самое нереальное реально. Что может помешать реализовать эту затею? Если закрывать завод, надо понимать, нужна ли продукция, которую он сегодня выпускает, — говорит Нестеренко. — Если нужна, значит, необходимо решать вопрос о создании аналогичного предприятия, которое могло бы производить строительные конструкции. Только построив и запустив такое производство, можно начинать осваивать территорию, которую сейчас занимает „КамгэсЗЯБ“. А так просто взять и закрыть... Этот завод в свое время был очень высокорентабельным, продукция славилась своим качеством. Думаю, там весь вопрос в управлении. Надо разбираться в причинах, которые привели к тому, что предприятие оказалось в тяжелой ситуации. Там довольно серьезные мощности, но выносить предприятие за пределы городской черты надо однозначно, потому что оно нарушает городскую экологию».

Бывший главный архитектор Набережных Челнов, а ныне главный архитектор Елабуги Ольга Никитина предположила, что на месте «КамгэсЗЯБа» вполне может появиться жилая застройка. «Если завод вынесут за пределы города, если будут выполнены соответствующие проекты планировок, то микрорайон там может появиться. Это возможно. Почему нет?» — говорит она.

По мнению Никитиной, если продукция завода востребована, то он должен существовать, но вопрос с его выносом за городскую черту назрел давным-давно. «Если собственник и руководство города договорятся об условиях освобождения заводом земли, допустим, им будет предоставлен другой участок для строительства за пределами городской черты, то это оформляется обычным договором мены. А если предприятие закрывается, то город в этом случае должен будет интересующую его землю выкупить по какой-то цене. Просто забрать эту землю городские власти не смогут. Есть и третий вариант — предприятие может освободить участок, а взамен за это „КамГЭСэнергострой“ получит право стать генеральным застройщиком микрорайона. Если „КамГЭС“ решит сам поменять назначение данного земельного участка и перевести его под жилищное строительство, то он, безусловно, становится главным претендентом на его использование».

Валерий Песков (слева): «Логичнее и рентабельнее перенести мощности и использовать его с более узкой специализацией, поскольку комплектные дома в том виде, в котором они сейчас есть на ЗЯБе, вряд ли будут пользоваться спросом в будущем»Фото: chelny-invest.ru

По словам Валерия Пескова, который с 2004 по 2010 год был основным акционером предприятия, вопрос о выносе за пределы города обсуждался еще в тот период. Этот вопрос мы обсуждали с Ильдаром Шафкатовичем [Халиковым], когда заглядывали на перспективу 2030–2050 годов. Тогда у города не было средств, чтобы реализовать этот проект. Вопрос о переносе не только Завода ячеистых бетонов, но и Завода силикатного кирпича, расположенного неподалеку, так или иначе, все равно придется решать. Я считаю это целесообразным. Ведь данные предприятия находятся едва ли не в центре города. Когда я работал директором ЗЯБа, то, конечно же, выступал категорически против этой идеи: „Как это так? Целый завод, который кормит тысячи семей, решили вынести за территорию города?!“ Но это было больше эмоциональное восприятие. Мне и сейчас дорог завод, я слежу за его судьбой, но теперь, анализируя ситуацию и глядя на события немного со стороны и более рационально, понимаю, что завод, как и КСМ, переносить все равно придется рано или поздно. Ведь Челнам развиваться некуда: с одной стороны Кама, с другой — заводы КАМАЗа, возможности для строительства жилья и социальных объектов крайне ограничены. Вместе с тем на ЗЯБе имеется современное оборудование: линия ECHO для производства плит перекрытий, линия изготовления современной брусчатки. Поэтому просто ликвидировать завод нецелесообразно. Логичнее и рентабельнее перенести мощности и использовать его с более узкой специализацией, поскольку комплектные дома в том виде, в котором они сейчас есть на ЗЯБе, вряд ли будут пользоваться спросом в будущем».

А вы за какую судьбу челнинского Завода ячеистых бетонов?

19%Раз за 10 лет ничего путного не вышло, лучше закрыть и снести

15%Вся проблема – найти эффективного собственника

39%В центре города такое производство держать нельзя – лучше вынести за черту

27%Ни в коем случае не закрывать – наоборот, промышленность надо развивать

0%Свой вариант (в комментариях)

Прием голосов по опросу закрыт

www.business-gazeta.ru

Кто уничтожил ЗИЛ? Роллс ройс против элиты советской промышленности: mostovoy

motor1.com/кадр из документального фильма "Последний лимузин"

Доброго. На днях посмотрел документальный кинофильм о последних днях завода ЗИЛ. Эта работа произвела на меня огромное впечатление. Ничего подобного никто и никогда еще не снимал. Снимаю шляпу перед создателями фильма и руководством завода, разрешившим снимать всё и везде. Фактически за час времени мы полностью погружаемся в рабочий процесс, отношения рабочих, различные тонкости советского производственного процесса. Даже все косяки, проблемы и безобразия сняты здесь и сейчас. Только устроившись на завод можно все это увидеть собственными глазами. Никто в мире такого не позволит снять. Что же открыло неприступный занавес? По всей вероятности, редкое сочетание фатализма и надежда в русское чудо.

В сети бушуют весьма популярные эмоции о том, что предприятие специально развалили. По всей вероятности, корни в навязанном в прошлом советским мифом. Культом о том, что мы делали все самое лучшее. Объективно смотреть на проблемы до сих пор никто не в состоянии. Это могло делать лишь руководство тогда и сейчас. Для простых граждан осталась особая идея, тщательно оберегаемая железным занавесом. Эта ширма до сих пор в глазах многих людей. Собственно, она и приводит к таким результатам.

В документальной ленте больше всего меня удивили зачатки правильных мыслей и вопросов рабочего коллектива относительно ситуации сложившейся на заводе. Для меня такие люди вне всякого сомнения относятся к лучшей интеллигенции, так как именно они могут мыслить в правильном направлении. Это очень важно, ведь даже имея крошечный доход люди способны задавать вопросы, в которых общество слепо. И разумеется, эти неприятные вещи могут никогда не стать популярными среди обычных граждан. В этом заключается беда промышленности и экономики страны. Проще верить в красивые сказки нежели в объективные предпосылки.

А теперь разберем ситуацию с ЗИЛом. Для этого мы посмотрим фильм "Последний лимузин", который без труда сможете найти в интернете. А чтобы понять всю катастрофу отставания мы посмотрим производство автомобилей Rolls Royce, грузовиков Volvo, Mercedes и Setra. Собственно, те позиции, которые упустил отечественный завод навечно застряв в 50-60-х.

кадр из документального фильма "Последний лимузин"

Кто развалил предприятие?

Развалили те люди, которые выбрали экстенсивный тип развития вместо интенсивного. Процесс развала был заложен глубоко в СССР. Во всем мире предприятия кормят страну, а не наоборот. Неэффективность отечественных предприятий с лихвой компенсировалась растущими доходами от экспорта сырья. Да, можно было позволить себе иметь такие предприятия, выпускать продукцию, которая по большому счёту никому не нужна. Закрыв рынок можно было громко плеваться из-за стены на эффективные иностранные фабрики, в тайне оценивая насколько реально внедрить те или иные решения.

Ни перестройка, ни Горбачев, ни руководство после него по сути эти предприятия не разваливали. Горбачев получил страну, в которой за десятилетия выстраивался организм в качестве крови которого использовался экспорт дармового сырья. В ситуации, при которой эта черная кровь банально перестала поступать. Но с довеском в виде огромного количества неэффективных предприятий так или иначе зависящих от продажи сырья, а также с неимоверным военным сектором, который тоже требовал денег.

Предприятия выпускали то, что в честной борьбе, без продажи зависимым странам за наши же кредиты, на внешнем рынке не было востребовано.

Перестройка была лишь попыткой подсчитать этот колоссальный ущерб, сделать экономику и предприятия более эффективными, уйти от сырьевой зависимости. Но без условий построения грамотных рамочных условий она не могла быть запущена.

Разумеется, Горбачев мог под дулом автоматов собрать всех вас вместе с семьями, родителями, дедушками и бабушками и отправить на рудники отрабатывать выпавшие сверхдоходы. Мог устроить десятилетия голода продавая зерно заграницу, чтобы совершить очередной «скачек», закупив на вырученные деньги новые заводы и оборудование всё там же, за бугром. Но каково это на своей собственной шкуре? Вряд ли вы об этом мечтаете. Но мы сегодня говорим о другом.

Вся система производства была выстроена неправильно. По большому счёту один ручной труд и консервация развития. Несмотря на заоблачные цены без создания новых моделей устаревали даже правительственные машины. К тому времени верхушка уже прекрасно разбиралась в иномарках. Некоторые попытки конструкторов внедрить нечто новое упирались в вопросы смежников.

кадр из документального фильма "Последний лимузин"

Семь лет назад я писал про устаревание ЗИЛ-41047 еще в советскую эпоху.

«И вправду это трудно понять, когда отечественные автомобили устарели на 40-50 лет (а в отдельных узлах и на все 60), а ЗИЛ-41047 всего… лет на 20 с лишним.»

Именно поэтому поднимался вопрос создания новой модели и к 1988 году было изготовлено 2 экземпляра принципиально иной модели ЗИЛ-4102, после чего на этой машине был поставлен жирный крест.

После развала страны происходило все тоже самое. Завод выпускал ненужную для развития народного хозяйства продукцию. Отсталый неэффективный и грязный для города завод. Понятно, что обеспечить не только страну, но и само себя такое предприятие просто не в состоянии. Хорошо, представим, что какой-то туземный варвар разваливал предприятие. Объясните мне, какого черта за 20 с лишним лет не был воссоздан и доведен до ума тот же перспективный в 80-х ЗИЛ-4102? Как минимум, до конца нулевых эта машина могла дотянуть. Кто мешал этим почтенным господам с ЗИЛа потихоньку делать эту работу?

В истории промышленности есть интересные случаи в военной Германии. В последние годы войны в авиации был жесточайший запрет на разработку перспективных моделей, однако конструктора и рабочие скрытно разрабатывали и собирали целые прототипы машин будущего. Когда хотят делают. Но почему за бездействие в мирное время в гражданке должны платить обычные люди?

У ЗИЛа и в начале 10-х был шанс. Шанс наладить отношение с швейцарцами и выпускать современнейшую продукцию тяжмаша, спасти хотя бы часть завода. Но видимо руководство завода эта идея не задела. Кто в этом виноват? Подобные предприятия сидят в своем собственном закрытом мире, не желают видеть того, что происходит на международной промышленной арене, как меняются предприятия, в каких условиях работают. Кто в этом виноват?

кадр из документального фильма "Последний лимузин"

Общество поддерживает такую позицию. Каждый из нас считает своим долгом купить для себя самое лучшее, но почему-то считает существование таких предприятий на шее у государства и всего народа святым делом. С каких это?

Не нашел точных цифр по ЗИЛу, но вот кое-что по КАМАЗу:

Конечно, это проблема наличия дармового сырья, которое можно залить в конский шприц и со всей дури залить в организм народного хозяйства. С разных щелей потечет, ха… но кого это волнует, если что-то где-то сделает видимость работы или, как говорили сами сотрудники завода ЗИЛ, «видимость функционирования». И в этом отношусь к ним с большим уважением, у них была честь признаться в этом, а не качать права.

Из документальной ленты "Последний лимузин"

«... в январе один автомобиль собрали и то один мой по малым сериям, в феврале 20 автомобилей, в марте, по-моему, тоже чего-то ничего, ... катастрофа...»

«... Вот мы приходим сюда, вроде ничего не выпускаем, 2000 автомобилей, а зарплату нам регулярно платят. То есть мы получается, как своего рода сторожа, которые приходят на работу, ничего не делаем, а вот создаем видимость функционирования…»

Стоило бы пояснить за счёт каких людей. За счёт тех, кто оплачивает этот банкет. Что значит ЗИЛ живой за счёт людей? Перекроют финансирование люди сбегут. Да, русские люди могут долго терпеть, но жить на заводе даже без этих крох вряд кто станет:

«... страна разрушена, а ЗИЛ еще живой, живой за счёт людей.»

Совершенно очевидно, выпуская востребованную на мировом и внутреннем рынке продукцию, без торгово-политического мухлежа, такой ситуации в принципе невозможно было представить. Всё что приносит деньги существует до сих пор. Другой разговор, что чем дальше от сырьевой сферы, тем больше для этого нужно работать мозгами, а этого у нас делать не любят. Кто в этом виноват?

Вот еще:

«... Москва дала деньги, долги. Это тоже нехорошо. Потому что, когда у нас долги, значит нас не выгонят. А когда долгов нет, то они скажут, ребята чего вам тут делать? Вам зарплату мы выдали, до свидания.»

А тут на самом деле один из принципов экстенсивного пути развития. Кто в этом виноват?

«... вот так если подумать, зачем России столько автомобильных заводов? ... раньше как машины давали на базы, пока не разобьешь новую не дадут, мы запчастей не делали политика завода, то есть новые машины. У меня в друзьях кто на базе раньше работали говорят разобьешь тебе новую каждый год дают. А теперь кому?»

Угасание 

«у нас было на подготовку этих автомобилей 5 лет, а на эти автомобили дали только 2 года раньше у меня было 120 человек, а сейчас работает 4 человека. Поэтому мы вызвали на работу на эту тему вызвали 5 человек бывших наших работников.»

кадр из документального фильма "Последний лимузин"

Конструктора

Когда транспортники и фанаты утверждают, что древняя конструкция наших поездов и автобусов — это порядок. Делают вид, что не понимают меня, когда говорю, что узлы и агрегаты на нашей технике живут своей собственной отдельной жизнью. Вот именно в этих ситуациях хочется им поставить фразы зиловцев на повтор:

«... где чего купили вот из этого автомобиль и должен быть создан»

«... автомобиль проектируют не конструктора, а руководство, которые кричит ставьте вот этот двигатель в приказном порядке, ставьте вот эту кабину, ставьте там что-то еще...» 

«… Владимир Васильевич вот эту деталь он сам придумал на задний бампер. Конструктора не могли ничего придумать и вот Владимир Васильевич сам придумал эту деталь.»

кадр из документального фильма "Последний лимузин"

Это беда всего отечественного машиностроения. Корни уходят все туда же. Востребованная крутая техника представляет из себя идеально созданный единый организм, в котором каждая деталь, каждый агрегат является шедевром. В котором каждая деталь и агрегат является неотъемлемой частью этого организма, безупречно функционирующей и обеспечивающей эту целостность.

Иволги, ЭП2Д, ЛИАЗы, Газели, Бычки и все прочие ведра с болтами скорее подтверждают то, на что жаловались зиловцы. Такой подход, например, в автомобилестроении по большому счёту начисто выкосил весь отечественный автопром, АВТОВАЗ современного разлива не в счёт, там отдельная история.

Но в системе подвижного состава транспортники готовы всучить все что угодно, из чего угодно, кому угодно. Оправдывая свои действия тем, что пассажиру нужен «набор минимальных удобств». В современном мире это можно отнести скорее к автозаку, но никак не к системе, которая должна препятствовать бегству людей к официальным дилерам лучших автоконцернов.

Тем самым концернам, которые не исповедуют идей «набора минимальных удобств». Пассажир является клиентом, тем же самым, что приходит покупать автомобиль. Общественный транспорт должен быть престижным, он должен удивлять своими технологиями. Человек должен ощущать их, они должны манить его. Только в такой ситуации мы можем предотвратить маргинализацию общественного транспорта. А это самый страшный процесс, когда обеспеченные категории бегут с него. Шаг транспортников вправо или влево означает уход к автодилеру за ключами от нового автомобиля.

Соответственно к пассажиру нужно относиться как к клиенту, а не как к жиже, которую можно разлить по первой попавшейся таре. Никаких компромиссов тут нет и быть не может. В Швейцарии и многих развитых странах это уже давно поняли. Но только не в странах с переходной экономикой.

Вернемся к ЗИЛу. Там еще много было интересных мелочей.

«... во время поднятия кабины произошло самопроизвольное включение...как хорошо, что под колесами у меня никого не оказалось...»

На самом деле, в отличие от того что было сказано до этого, эти вещи меня пугают меньше всего. Даже могу защитить зиловцев, так на самом деле во время создания техники всякое бывает. Да и после её выпуска. Вопрос в устранении. Косячков даже у новых немцев более чем хватает. Хотя разумно, что мы не можем сравнивать допотопную конструкцию, которую могли отработать как надо, с хай теком в котором электроники как в космическом корабле.

А это говорит еще раз о тотальной неэффективности «гиганта»

«... это, а почему столько браку много-то? Там раковины или пористость?»

Сроки. Справедливо и для красных дат ради которых жертвовали продуманностью конструкций и качеством

«... сегодня ты будешь отдуваться. Ты вчера отдыхал, он ночевал. Сегодня ты будешь ночевать, он будет отдыхать. ... Энергетический напиток, прыгать будешь как эти Астерикс и Обеликс.»

«… перед сверлимся, еще раз поподробнее, делаем железочку. Я об этом сейчас говорю, кто её будет делать.. Рабочий день закончился, ты сделаешь железочку сам?»

Создание легковых ЗИЛов сродни кустарному производству в Москве популярному в 90-х и 00-х. Когда, отдавая автомобиль в тюнинговые компании его фактически перебирали вручную, изготавливали многие детали заново. Или вообще создавали целые кузова для тех или иных платформ.

Не могу сказать, что дело неблагодарное. В той же Германии в довоенное время существовало огромное количество тюнинговых ателье, которые делали всё тоже самое только на более высоком уровне. Но поймите правильно, в 21 веке завод должен заниматься несколько иными вещами, а не на клиентской машине проектировать, подрезать и переделывать детали.

«... есть там к чему прикрепится, если нет, то надо переделывать»

Клиент платит условно 300 000 долларов не за то, что люди сидели днями и ночами для того, чтобы что-то подрезать и переделывать. Он платит за уникальный, исключительно востребованный продукт, обладающий особыми сверхтехнологиями и сверхкачеством.

Да, сегодня есть ручное производство автомобилей. Например, RR. Но там абсолютно другой уровень и технологии, господа. Кузов из чистого алюминия, сложнейшая парная сварка алюминия, ДВС, коробка, узлы и агрегаты.

Мне жалко людей, которые много работают, но из-за недостатка управленческой работы (вопрос не к директорам, а исключительно к хозяину), неправильного выбора стратегии всё это идет в трубу. Если человек тратит огромное количество часов тяжелого труда, его важно направить в будущее и обеспечить всем самым современным, а не искать старый камзол в гнилом шкафу.

Рабочие моменты

«… прошу навести порядок с земледелкой, чтобы были анализы нормальные...»

«... охлаждение не работает ни на одной машине, а вот жара будет...»

«... я чего сама эти мешки носить буду, Марк Борисович? Алёна что грузчик, Марк Борисович? Марк Борисович, у меня там 50 пар ботинок, у меня там 1000 руковиц, 500 перчаток, Вы чего думаете я лошадь с Людой?»

Набор гостей

«... ты по-русски хоть вообще понимаешь чего-нибудь? Вообще не понимает? ...А как он будет пропускную проходить?»

О новых рабочих, которые внезапно понимают масштаб работ

«... оказывается все нужно по-другому делать, и начинается там болит, тут болит, там колет, тут давит»

Питание

«... на питание сколько тебе дать до конца месяца... ты до конца месяца их съешь? ... на следующий месяц чтобы не оставались талоны, хорошо? ... хлеба набери»

«... я и талоны на молоко не получил на тот месяц»

«... получается, что вы остаетесь голодными, я в курсе, подойти и спроси, как будете делать»

Женский труд... 21 век...

Фабрики в развитых странах

Как живут те кто не сидит на шее у государства, а напротив кормит всю страну? Сделал подборку заводских роликов нескольких заводов.

MAN в Мюнхене

MAN потрясающий ролик

Volvo очень ценный ролик, с русскими титрами. Приезжали чтобы посмотреть завод люди из разных стран, от России до Бразилии

Литьё знаменитой фабрики ZF

Литьё SONA BLW PRAZISIONSSCHMIEDE

Обработка

Сборка автобусом Мерседес и Сетра

Теперь посмотрим на производителя востребованных легковых автомобилей высшего класса, конкурентов спеццеха ЗИЛа.

Завод Rolls Royce, подробная информация о производстве

еще один небольшой ролик

БМВ 7, новейшей серии G. На самом деле роботизированный хай тек по своим параметрам давно опережает любой ручной автомобиль...

На всех этих предприятиях тоже работают женщины, но, как вы заметили, никто из них не работает в таких условиях как на ЗИЛе. Это неправильно.

Завод БМВ в Китае

Интересна планировка и сопутствующая инфраструктура действительно современного гиганта

Предприятие MAN в Европе. Так должны выглядеть правильные предприятия

Обратите на форму рессор. Понимаете, да?

Рабочие предприятия производящего востребованный на мировом рынке продукт. Предприятия которое не сидит на шее у государстваtheautochannel.com

Кстати, на RR существует программа для молодых людей от 16 до 24 лет. Можно попробовать свои силы и определиться со своим будущим.www.themanufacturer.com

И в то же время резкий поворот с отказом на 3 машины ЗИЛа, демонтажем оборудования в конце фильма вызывает острые чувства. С одной стороны, судьба завода с таким развитием иначе сложиться не могла. Стране нужны предприятия нового типа, которые будут её кормить. С другой здесь все родное, все свое. И разрушение завода в какой-то степени воспринимаешь как личную обиду. Хотя еще раз повторю, завод абсолютно утопичен, он не может существовать в открытых условиях.

Это завод музей. А времена полной загрузки скорее можно вспоминать адом в связи с вопросами выбросов. Ленту «Последний лимузин» обязательно нужно показывать в школе.

С уважением, Александр Мостовой

mostovoy.livejournal.com

Митинг против уничтожения ЗиЛа | РОТ Фронт

Митинг против уничтожения московского автозавода «ЗИЛ», 31 января 2015 г.

На митинге, помимо политических активистов, выступит с концертом группа Панк Фракция Красных Бригад!

Инициативной группой «За ЗИЛ», совместно с Московским Советом, рядом партий и организаций, будет проведен митинг в защиту московского автозавода «ЗИЛ». Митинг, будет также направлен против разрушения промышленности по стране в целом и против ведущегося сейчас, уничтожения средне-профессионального образования, что окончательно переломает хребет воспитанию новых кадров, в сфере технических работников.

Мы выступаем за полное восстановление автозавода «ЗИЛ» и всех его филиалов, а так же за восстановление промышленности страны в целом!

Московский автозавод «ЗИЛ» находится на грани полного уничтожения.

Уже снесено около 10-и цехов, а так же различных построек связанных с заводом и сносы активно продолжаются. Предательская, буржуазная власть, продолжает сносить этот великий завод.

Мы решительно не согласны с этим варварским уничтожением легендарного завода и выступаем против этого.

Завод «ЗИЛ» был уникальным производством в СССР и России, всё это просуществовало до середины 2000-х годов. Не правильная и не верная, государственная политика В. В. Путина и всего его окружения, (а по сути её отсутствие) привела к тому, что по стране были разрушены тысячи стратегически важных для страны заводов и предприятий, в том числе и «ЗИЛ». Можно говорить о том, что это была спланированная вредительская политика, направленная на уничтожение промышленности, которая активно продолжается и сейчас. «ЗИЛ» как огромный и мощный завод со сплоченным в нескольких поколениях коллективом рабочих, было тяжело окончательно уничтожить и на это ушло больше 20-и лет.

Завод «ЗИЛ» просуществовал почти 100 лет, но по факту, именно при СССР были построены все его основные цеха и мощности, до революции завод практически не работал. В 1934-м году, прошла масштабная реконструкция, и производственные площади были существенно расширены.

В разные годы, завод «ЗИЛ» выпустил огромное количество грузовиков, АМО-Ф-15, ЗИС-150, ЗИЛ-157, ЗИЛ-130, ЗИЛ-131, ЗИЛ-4331 и др.

Легендарный грузовик КАМАЗ тоже был полностью разработан на «ЗИЛе» и имел название ЗИЛ-170. После разработки, техническая документация на него была сразу же передана на Камский автозавод.

Уральский автомобильный завод, был тоже детищем «ЗИЛа», и основывался на выведенных мощностях «ЗИЛа» во время ВОВ.

Отдельно стоит отметить производство легковых автомобилей. На правительственных «ЗИЛах», ездило всё высшее руководство СССР, а в первые годы, после переворота в 1991-м году и России.

Завод выпускал не только грузовые и легковые автомобили, но и бытовую технику – всем знакомые, не убиваемые холодильники, микроволновые печи и пр.

В лучшие годы, на головном заводе «ЗИЛ» работало более 100000 рабочих, а если учитывать все принадлежащие «ЗИЛу» учреждения то более 200000. Все эти люди были обеспечены созидательным трудом на благо всего народа, жильём, путёвками в санатории, и пр. социальными благами.

Буржуазные предатели, пришедшие к власти обманным путем 23 года назад, и закрепившие свой олигархическо-воровской режим в 1993 году, путем расстрела из танковых орудий законно избранного парламента России, продолжают уничтожать всю промышленность в стране.

Как лес сейчас рубят цеха 1920-1950-х годов постройки, каждый из которых является уникальным памятником архитектуры, даже в насквозь капиталистической, прозападной Европе, никто такого беспредела не видывал.

Если сейчас не встать на пути у власти и олигархов, и не преградить им дорогу в их стремлении разломать всё вокруг, а на освободившемся месте понастроить офисных площадей и дорого жилья для сверх-богатых мошенников, то потрясающий архитектурной ценностью и огромной историей завод, будет просто-напросто сровнен с землёй.

Мы также вступаем против строительства на его территории после сноса уродливых зданий, без подходящей для этого района инфраструктуры. После сноса завода, в районе появится дополнительно огромное количество автотранспорта, который заполонит всё, и будет нарушать экологию намного сильней, чем нарушал сам завод при работе.

Мы планируем провести митинг в защиту завода. Не стойте в стороне, проявите сочувствие и солидарность, ведь это наша страна и наша история, а не тех, кто бандитским способом уселся в кремле, продолжает разрушать страну и дурить людям голову псевдо патриотизмом, не имея к патриотизму ни какого отношения.

Митинг будет проходить в районе завода «ЗИЛ».

Точное место и время проведения станет известно позже, следите за информацией на наших ресурсах.

На данный момент, за участие в митинге выступили следующие партии и организации: Объединённая Коммунистическая Партия (ОКП), Российский Объединённый Трудовой Фронт (РОТ-Фронт), Левый Фронт (ЛФ), Московский Совет (Моссовет), Трудовая Россия (ТР), Красная Гвардия Спартака (КГС), Левое Социалистическое Действие (ЛевСД)

Мероприятие на facebook: https://www.facebook.com/events/1527580030848331

Мероприятие в контакте: https://vk.com/zil_miting

Телефон для связи: 89154392687 – Алексей

E-mail: [email protected]

Инициативная группа «За ЗИЛ»:

Ссылки на сайты наших товарищей по организации:

 

www.rotfront.su


Смотрите также