Ездим на ЗИЛе-157: карьерный рост. Зил тест


ЗИЛ-157 1990 — тест-драйв — журнал За рулем

Штурмуем бездорожье на легендарном полноприводном грузовике ЗИЛ‑157.

ЗИЛ‑157

ЗИЛ‑157

Материалы по теме

Петлявший по укатанному зимнему проселку водитель кроссовера даже остановился от удивления. Счастливый обладатель «недовнедорожника» во все глаза смотрел, как мы с ЗИЛом нахально, неторопливо и невозмутимо бороздим подтаявшие сугробы глубиной сантиметров эдак шестьдесят-семьдесят.

Я и сам радовался как мальчишка! Не скрою, съехал в поле с некоторой опаской. Поездить на таких машинах удается, к сожалению, нечасто. Но теперь не могу остановиться.

А вот «зилок» абсолютно спокоен. Это ведь его обычная, будничная работа.

Шесть на шесть

Первые опытные образцы послевоенного полноприводного трехосного грузовика ЗИС‑151 изготовили в 1946 году, а в 1948‑м поставили на поток. Конечно, в нем заметно влияние американских ленд-лизовских машин — в первую очередь очень удачного и полюбившегося нашим шоферам Студебекера. Но уже к 1950‑м годам многим стало ясно: один из недостатков «американца» и последовавшего за ним нашего «сто пятьдесят первого» — задние двухскатные колеса, снижающие проходимость.

Кабина 157‑го для троих тесновата. Из удобств — опускные боковые стекла без форточек и печка. Уже здорово!

Кабина 157‑го для троих тесновата. Из удобств — опускные боковые стекла без форточек и печка. Уже здорово!

Справа — манометр системы регулировки давления в шинах. Есть даже надписи: «песок», «пашня», «болото», «снег». Почти как в некоторых современных вседорожниках, только там «пашня» и «болото» не пишут.

Справа — манометр системы регулировки давления в шинах. Есть даже надписи: «песок», «пашня», «болото», «снег». Почти как в некоторых современных вседорожниках, только там «пашня» и «болото» не пишут.

Автомобиль адресовали в первую очередь водителям-солдатам, поэтому снабдили пространными инструкциями.

Автомобиль адресовали в первую очередь водителям-солдатам, поэтому снабдили пространными инструкциями.

Материалы по теме

Прототип с односкатными колесами сделали еще на стадии подготовки 151‑го, но консервативная часть заводских специалистов и военных (они — главные заказчики полноприводных машин), опираясь на зарубежный опыт и стремясь к максимальной унификации с базовым грузовиком, отвергла идею. Однако при подготовке модернизированной версии по имени ЗИЛ‑157, которую создавали с 1955 года, сторонникам улучшения проходимости во главе с уже тогда знаменитым конструктором Виталием Грачевым (главный наш корифей в области создания автомобилей повышенной проходимости еще с довоенных времен) удалось-таки внедрить односкатные колеса.

А заодно и систему регулирования давления воздуха в шинах. Это очень полезное устройство тоже пробили с большим трудом, причем с помощью военных. Ветераны завода вспоминали, что на одном из показов армейской техники (подкачку шин

www.zr.ru

Тест-драйв ЗИЛ-157 – Иван Зенкевич

место проживания zenkevich.ruправообладатель utro-russia.ruпроизводство ООО"ТВпро Медиа"

Тест-драйв ЗИЛ-157 снимался в 2009 году.

Союз Советских Социалистических Республик... Великая страна создававшая великие машины и это без преувеличений. Вот очередной яркий пример - ЗИЛ-157. Осенью 58 года, он был удостоен гран-при на выставке в Брюсселе.Но не только этим уникальна машина. ЗИЛ, наверное, первый по настоящему удачный полноприводный автомобиль с тремя мостами, в котором учли и исправили ошибки не менее легендарного предка 151-го ЗиСа. Первое, что бросается в глаза, колес стало меньше, и они стали выше. Такое решение оптимально для движения по бездорожью.А главное с мотора объёмом 5555 смогли снять уже 110 сил, что на 20 лошадей больше предшественника.И.З.- Садится в машину? Нет... залезать и никак иначе Между прочим, высота кабины более двух метров и водитель смотрит на мир сверху вниз.И.З.- А что просторно. Кстати, машине более сорока лет, а как легко она заводится!!!Ну что же... отчаливаем...Двигатель низкооборотистый и его вполне хватает, что бы машина разгонялась достаточно уверенно, правда до определенного момента, а именно 60 километров час. И больше ни-ни. Но при этом в салоне все трясется и прыгает, стрелки приборов живут своей, одной им ведомой жизнью. В кабине очень шумная шумоизоляция, мосты и двигатель поют, так, что жизнь вокруг затихает, превращаясь в немое кино. Одна радость руль поворачивается легко, а при нажатии на педали происходит именно то, что ты ожидаешь. Более сорока литров на сотню. Но все минусы перекрываются неоспоримыми плюсами, а именно проходимостью. В городе этому покорителю бездорожья, просто тесно. Колесная формула 6 на 6 играючи справляется рельефом местности. А если включить пониженную передачу, то преграды становятся всего лишь незначительными препятствиями. Да чуть не забыл в салоне тепло, так как есть печка с обдувом ветрового стекла.И.З.- Чистые стекла это здорово!!! Еще бы видеть, куда я еду........Обзорность откровенно плохая, но это для сегодняшней жизни, а тогда в эру строительства светлого бедующего обзорность нужна была только вперед. Вот ЗИЛ-157 и пер вперед, всю жизнь таская, что таскается.

Подписывайтесь на наш канал и получайте свежие новости, тест-драйвы и обзоры автомобилей из первых рук!

newsvideo.su

Тест ЗИЛ-49061 вездехода СССР «Синяя птица»

Дата: 22.04.2018

Сборку этого вездехода прекратили в 1991 году с развалом Советского Союза. Но часть оборудования машины до сих пор засекречена, потому что «Синие птицы» еще в строю — заменить их нечем. Нам повезло поездить на ЗИЛ-49061, чудом попавшем в частные руки

Фильм «Время первых» о выходе человека в открытый космос эксперты сочли кассовым провалом, а зрители — голливудской сказкой. Хотя настоящий герой той истории Алексей Леонов вспоминал, что за полет действительно случилось аж семь нештатных ситуаций, три или четыре из которых грозили гибелью. Не по плану пошло даже приземление: у корабля «Восход-2» отказала автоматика, командиру экипажа Павлу Беляеву пришлось сажать аппарат вручную. По словам Леонова, запасную площадку тогда не планировали — «Восход-2» реально было направить к Харькову, Казани или Москве. Предпочли безопасный для населения, но едва не смертельный для себя вариант — завершить полет в глухой тайге Северного Урала под Соликамском. Проблема в том, что на Земле об этом не знали, корабль вышел из радиовидимости.

Бортовой номер 64 обнаружили при перекраске машины обратно в оригинальный цвет. Ярко-синий оттенок делает вездеход хорошо заметным в тайге, пустыне, на снегу

Дальнейшие события описывают по-разному, но суть одна — космонавтов сначала искали несколько часов, а потом долго не могли к ним пробиться. Леонов и Беляев провели ночь на морозе в скафандрах, согреваясь обрывками теплоизоляции. На следующий день удалось спустить спасателя в люльке с вертолета, остальные пришли по снегу, притащили теплую одежду и срубили избушку для обогрева. Только на третьи (!) сутки измотанные полетом герои встали на лыжи и добрались до наспех расчищенной в лесу вертолетной площадки... После тех тревожных событий марта 1965 года Сергей Королев лично вышел на Специальное конструкторское бюро ЗИЛа с просьбой построить сверхпроходимую машину для поиска и спасения космонавтов в любых условиях.

«Шнек», «кран» и «салон»

Задание прилетело по адресу. Руководил зиловским СКБ Виталий Грачев — лучший в стране специалист по вездеходам. «Синяя птица» стала его последней прижизненной разработкой, лебединой песней гениального конструктора. И все равно десять лет потребовалось инженерам, чтобы отшлифовать проект и понять — одной универсальной машиной не обойтись.

Корпус из полиэфирной смолы, армированной стеклотканью, не ржавеет, но со временем теряет герметичность — выручает система водоотлива. Скорость «Синей птицы» на плаву — до 8-10 км/ч

Завершив испытания ряда прототипов, в 1975 году представили предсерийный вариант поисково-эвакуационного комплекса ПЭК-490 в составе трех единиц техники. В 1981 году «Синюю птицу» официально приняли на вооружение Единой государственной авиационной поисково-спасательной службы СССР.

Для преодоления участков, где даже пешком перемещаться сложно, — топких болот, снежной целины, лесных завалов — в СКБ придумали компактный «шнек» (не путать с мультяшным Шреком) ЗИЛ-2906. Что это за чудо-юдо, проще показать, чем рассказать. Не поленитесь досмотреть до конца, ролик того стоит.

Способности диковинного агрегата впечатляют. Но это средство последней надежды для самых глухих мест с дальнобойностью порядка 100 км. По «обычному» бездорожью шнекоход везет более мобильная и быстроходная шестиколесная грузовая платформа ЗИЛ-4906 с гидравлическим подъемным устройством. При необходимости она готова взять на борт и эвакуировать космический спускаемый аппарат. Разработчики условно прозвали эту машину «кран». Поскольку на той же агрегатной базе для ПЭК-490 построили еще и «салон» — ЗИЛ-49061 с пассажирским модулем вместо открытого кузова. Как раз такая машина оказалась в частной коллекции.

Побег с Байконура

Любая из «Синих птиц» — огромная редкость. Ветераны СКБ ЗИЛ вспоминают о 32 построенных до 1991 года машинах, в интернете проскакивают похожие цифры: 14 пассажирских, 12 грузовых и 5 шнекороторных. Для них сбежать на волю из-под государственного крыла, как солдату в самоволку уйти.

Нынешнему владельцу машины, собирателю амфибий, пришлось несколько лет ежедневно мониторить доски электронных объявлений, чтобы схватить за хвост свою «Синюю птицу». Специалисты СКБ признали в этом ЗИЛ-49061 четвертый по счету «салон» 1985 года выпуска. Служил он на Байконуре, и в смутные времена, видимо, был «списан» на гражданку. Судя по нетипичному зеленому камуфляжу, автомобиль пытались использовать в качестве передвижного охотничьего домика.

Странное, на первый взгляд, расположение колес обеспечивает равномерное давление на грунт, что повышает проходимость

Без грамотного технического надзора «Синяя птица» серьезно захворала: двигатель едва тянул, тормоза не работали, механизмы барахлили. Восстановление машины заняло год кропотливого труда. Сложностей с поиском запчастей не было, их зачастую приходилось ... делать заново! Потому что Грачев, получив карт-бланш, наплевал на унификацию советского автопрома и заставил поставщиков изобретать детали под конкретный проект. Для штучного производства это не считалось критичным, да и космические дела на тот момент были в приоритете. Поэтому реставраторы искали в архивах чертежи или относили мастерам снятые с автомобиля детали для копирования. И даже это не всегда гарантировало успех. К примеру, гидравлические патрубки стали пропускать современную жидкость ATF. Пришлось закупить родное (и дорогое!) авиационное масло АМГ.

Амфибия по индивидуальному проекту

Серийными на ЗИЛ-49061 оказались разве что шины И-159, пятиступенчатая механическая коробка передач ЗИЛ-131 и двигатель ЗИЛ-130 — бензиновый карбюраторный V8 объемом 6 литров. Да и его собирали с особой тщательностью, индивидуально подбирая комплектующие. А в остальном «Синяя птица» — оригинальная модель.

Скелет машины — массивная алюминиевая рама лонжеронного типа. Обернута она в композитный кузов-лодку. Все шесть колес, разумеется, ведущие, с независимой торсионной подвеской и системой регулирования давления, задние вдобавок сделали поворотными. Планетарный понижающий ряд в раздаточной коробке дает в общей сложности 10 передач. Причем тяга разводится по так называемой бортовой схеме с дополнительными редукторами у каждого колеса. С заблокированным межбортовым дифференциалом раздельно буксовать они не могут, так как соединены жестко. Дисковые тормоза также спрятали внутрь корпуса, дополнительно агрегаты герметизируются подачей в картеры воздуха под давлением.

«Синяя птица» по факту бесценна. В свободную продажу поступает крайне редко, поэтому продавцы ориентируются лишь на собственную жадность

Так у зиловского СКБ получился авиатранспортабельный, относительно легкий (до 9 тонн) вездеход с полуметровым клиренсом и способностью плавать. Чтобы повысить мореходность амфибии, инженеры отказались даже от боковых дверей. Забираться в кабину приходится, как в танк или БТР, — через верхние люки. Впрочем, они довольно широкие, не застрянет и Винни-Пух в теплой куртке. А если нет спешки, на борт можно навесить лесенку, которая в транспортном положении уложена позади кабины.

60 минут до цели

Внутри просторно: штатный экипаж — 4 человека, каждому занятие найдется, потому что передней панели в ЗИЛ-49061 как таковой нет. Перед пассажирами — блестящие поручни, словно в старом общественном транспорте, а под ними кнопки, тумблеры, циферблаты, переключатели в нереальном количестве. Пожалуй, иная самолетная кабина попроще будет. В «Синюю птицу» поставили авиагарнитуру ГА-1, съемную артиллерийскую буссоль ПАБ-2М, радиостанции Р-809М2, Р-855УМ... Связь поддерживается одновременно с командным пунктом, спасательной авиацией, по возможности — с космонавтами.

«Синяя птица» — кабриолет. Колпак кабины снимается за считанные минуты, чтобы ЗИЛ-49061 помещался в самолет Ан-12 или вертолет Ми-6. Комплекс рассчитан на оперативную переброску из места базирования в любой регион страны

Но основная ценность — навигационное оборудование. ЗИЛ-49061 по тревоге выходит в заданную точку в среднем за 60 минут, по пути самостоятельно ориентируясь на незнакомой местности и засекая спускаемый космический аппарат, если наведение из центра невозможно. Поэтому всяким компасам, радиолокаторам и пеленгаторам отведена фактически вся ниша под «капотом». На нашей машине нос пустой, остались только «плавники» антенн и шишка радара на крыше. Что поделать — секретность. Действующие «Синие птицы» регулярно модернизируют — электроника, простите за каламбур, улетела в космос (сейчас это системы «Пеликан», «Коралл», «Журавль»), но и прежние технологии государство предпочитает не светить. Поэтому часть оборудования кабины пришлось заменить любовно исполненными макетами. Не знай об этом — не догадаешься, что перед тобой бутафория.

Мотор за спиной

На водительском месте все настоящее. Хотя сюрприз в другом — настолько комфортно мне еще не было ни в одном советском грузовике! Комплекс «Синяя птица» рассчитан на пару дней автономной жизни. Поэтому, как рассказывают, конструкторам поставили задачу организовать пространство так, чтобы человек за рулем выдерживал 12-часовую «вахту». Похоже, получилось. Индивидуальное кресло с регулировками; руль и педали стоят в правильных местах; понижайка и межбортовая блокировка не кондовыми рычагами врубаются — аккуратными тумблерами; даже давление в шинах выставляется не слепыми «крутилками», как на военной технике, а единым внятным переключателем. То есть инструментарий вроде бы привычный, но продуман много лучше, чем для простых смертных. Шумновато разве что: выпуск выведен на правую сторону за кабину, да и мотор сразу за спиной, как в Ferrari или Lamborghini.

Крышки люков бронетехники, захлопнувшись, способны отрубить пальцы. У «Синей птицы» подвижные панели почти невесомые

Привод коробки пока не отрегулировали, не все передачи входят четко. Вопрос сноровки, а если уж воткнул ступень — останавливаться не хочется. Педали не сильно тяжелее жигулевских, точка смыкания дисков сцепления ощущается отчетливо, поэтому «Синяя птица» даже под управлением новичка стартует плавно. Газу только побольше надо, силенок 150-сильной зиловской «восьмерки» едва хватает. Она, конечно, раскочегаривает ЗИЛ-49061 по шоссе до 72 км/ч (по паспорту максималка 80), но жрет при этом до 75 (!) литров 92-го бензина на 100 км. Поэтому запас топлива внушительный — два бака по 250 литров каждый. 

Один и без страховки

Зато на понижайке машина способна устойчиво ползти с черепашьей скоростью, что удобно, например, на камнях. С грязью, песком или колеей тоже никаких проблем — «Синяя птица» подминает рельеф под гладкое пузо, лишь слегка раскачивая кабину на кочках. И только натужное бурчание мотора дает понять, что сопротивление движению на самом деле недетское.

Для повышения устойчивости придумали задержку заднего рулевого механизма. Колеса третьей оси начинают поворот, только когда передние отклонятся на 5 градусов. Предельные положения по каждому борту одинаковые

Абсолютной проходимости не бывает: ЗИЛ-49061 способен двигаться даже без колеса, но рано или поздно и этот вездеход засядет, причем очень далеко от обжитых мест. В составе комплекса это не проблема — есть же вторая машина со шнекоходом на плечах (жесткая сцепка амфибий повышала проходимость в два раза). А в одиночном путешествии — провал, в целях экономии веса лебедку на «Синюю птицу» не ставили. Поэтому бдительность терять нельзя, тщательно выбираем траекторию. Делать это несложно: высокая посадка и панорамное остекление кабины дают прекрасный обзор, а руль вращается буквально одним пальцем. За счет поворотных задних колес маневренность у 9-метровой машины фантастическая. Чтобы развернуться в один прием, нужна площадка шириной всего 18 м. Остроты ощущениям добавляет «автобусная» компоновка. Сидишь-то в переднем свесе, до первой оси, поэтому руль при объезде, к примеру, дерева надо крутить, когда оно давно мимо кабины прошло.

Медкабинет с низким потолком

По документам ЗИЛ-49061 как раз автобус. Пассажирский отсек вмещает до шести человек, совмещая рабочие посты трех врачей и «больничную палату» на троих. Напомним, ровно столько мест в космическом спускаемом аппарате. Кузов рассчитан на погрузку носилок через люки в корме или со стороны силового отделения (на случай, если «Синяя птица» подбирает людей на плаву). И в лежачем положении ехать в салоне, пожалуй, комфортнее. Машина идет плавно, но раскачивает в этом модуле сильнее. Если сидишь, головой то о крышу стукнешься, то подвесные капельницы заденешь. Увы, низкий потолок стал следствием требований транспортной авиации.

Так выглядит первый уютный дом космонавтов на Земле: с трогательными занавесками на окнах и типично советским мебельным ароматом

Прочитав анонс этого тест-драйва в инстаграме «Авто Mail.Ru», один из читателей сравнил пассажирский отсек ЗИЛ-49061 с плацкартом. Сходство есть, только не забываем, что этот «вагон» ходит не по рельсам, а ползает по непроходимой тайге или безлюдной степи, где даже землянка сойдет за пятизвездочный отель. А на момент создания «Синей птицы» оснащение модуля считалось передовым: горноспасательные аппараты ГСА-8М, спасжилеты АСЖ-58, лодка, автономная «печка» вдобавок к основной, кондиционер, медицинское оборудование, мочеприемник, запас провианта, примус... Зиловское СКБ сделало все, чтобы история, как с Леоновым и Беляевым, не повторилась. Понятно, техника шагнула далеко вперед, космические корабли сажают с миллиметровой точностью, но «Синие птицы» списывать не спешат — мало ли что.

Разъем двери ниже ватерлинии — на плаву ее открывать запрещалось. Для погрузки космонавтов на носилках сделали отдельный люк

Поэтому с ЗИЛ-49061 прощаться не станем. Постараемся встретиться с ним, когда сойдет лед, и можно будет спустить амфибию на воду. Если уж не взлетим на «Синей птице», так хоть поплаваем.

Источник: https://auto.mail.ru/article/68721-spasti_kosmonavtov_testiruem_sinyuyu_pticu/

avto24.pro