Двухсекционный тормозной кран ЗИЛ-5301. Зил тормозной


Стояночная тормозная система ЗИЛ

 

Тормозная система состоит из тормозного механизма и привода. Для безопасности движения на каждом автомобиле должны устанавливаться две тормозные системы: первая (основная), действующая на колеса, является рабочей‚ а вторая, в большинстве случаев действующая на вторичный вал коробки передач,  стояночная.

Стояночный тормоз ЗИЛСтояночный тормоз ЗИЛ

Наибольшее распространение в качестве колесных получили фрикционные колодочные тормозные механизмы. Фрикционные колодочно-дисковые и ленточные тормоза используются главным ‚образом как стояночные.

Колодочный тормозной механизм грузовых автомобилей ЗИЛ (рис. 217) имеет две внутренние колодки 14 с приклепанными к ним фрикционными накладками. Колодки опираются на пальцы 2. При торможении колодки раздвигаются кулаком , и фрикционные накладки прижимаются к внутренней поверхности барабана. В исходное положение колодки приводятся стяжными пружинами. Колодки нежных тормозов автобуса ПА3-672 и автомобилей ГАЗ (рис. 218) раздвигаются поршнями 2 колесных цилиндров.

Устройство стояночного тормоза

Снятие ручного тормоза. Для снятия ручного тормоза с коробки передач автомобиля ЗИЛ-431410 с одноконтурным тормозным приводом надо отсоединить фланец карданного вала отвернуть гайку крепления фланца на ведомом валу коробки передач, снять плоскую шайбу и фланец в сборе с барабаном при помощи съемники.

Ручник ЗИЛ-130Ручник ЗИЛ-130

Рис.12—17. Трансмиссионный тормоз автомобиля:

1  фрикционная накладка; 2 — барабан; З — кронштейн; 4 — манжета; 5 и 14 — соответственно калия и большая стяжные пружины колодок; 6 и 13 колодки: 7 — ось колодок; 8 — гайка крепления фланца; 9 — винт; 10 — фланец вторичного вала коробки передач; 11 — регулировочный болт; 12 — ограничительная шайба; 15 — сухарь колодки; 16 — разжимной кулак:17 — щит; 18 — регулировочный рычаг; 19 — вилка: 20 — тяга привода; 21 — ушко тяги тормозного крана; 22 — палец тяги; 23 — гайка; 24 -пластина рычаге; 25 — зубчатый сектор; 26 — распорная втулка; 27 -стопорная защелка; 28 — тяга стопорной ЗВЩВШСИ; 29 — рычаг; 30 – рукоятка тяги стопорной  защелки.

Снятие пружинСнятие пружин

Рис 12-18 Способ снятия стяжных пружин колодок стояночного тормоза.

Отсоединить пружины колодок при помощи щипцов (рис.12-18), отвернуть и вынуть два болта крепления колодок с  двумя распорными втулками и двумя плоскими шайбами и снять тормозные колодки.

Отвернуть боты крепления кронштейна на картере коробки передач и вынуть болты с шайбами.

Снять кронштейны стояночного тормоза в‘ сборе с разжимным кулаком, регулировочным рычагом и манжетой.

При отсутствии щипцов для снятия пружин ‹: тормозных колодок рекомендуется снимать их в следующем порядке: вывернуть болты 11 (рис.12-17) и снять ограничительные шайбы 12; снять колодки с оси разжимного кулака, после чего пружины легко освобождаются. Устанавливать колодки следует в обратном порядке.

Требования к ремонту деталей тормоза аналогичны требованиям к ремонту рабочих тормозов.

Сборка и установка стояночного тормоза. Собрать щиток 17 (см. рис. 12-17) с кронштейном 3 тормоза, соединив их вручную и закрепив болтами. Запрессовать в гнездо манжету 4 с помощью оправки и молотка, вставить разжимной кулак 16, надеть регулировочный рычаг 18 с тягой и вилкой и закрепить их.

Щиток с кронштейном установить с прокладкой На картер коробки передач и закрепить их болтами.  Закрепить ось 7 торомозных колодок. Надеть на тормозные колодки обе стяжные пружины 5 и 14 и установить колодки на ось.

Установить с днстанционными втулками два болта о простыми шайбами в элипсные отверстия колодок и закрепить их.

Установить фланец 10 с тормозным барабаном 2 на шлицы вторичного вала, надеть плоскую шайбу и, навернув гайку, закрепить ее угловым тороцовым ключом, момент затяжки 300 Н м(30 кгс м ), закернить гайку тупым зубилом и молотком, вдавив тонкий край гайки в паз вала.

Установить рычаг привода тормоза на картер коробки передач.

Колесный тормоз переднего колеса грузовых автомобилей ЗИЛ

Колесный тормоз Колесный тормоз

Рис. 217. Колесный тормоз переднего колеса грузовых автомобилей ЗИЛ и автобусов ЛАЗ и ЛИАЗ-677:

 

 

Тормоз колеса ПАЗТормоз колеса ПАЗ

Рис. 218. Тормоз переднего колеса автобуса ПА3—672и автомобиля ГАЗ-53А:

1 — защитный колпак; 2 —— колесный цилиндр; 3— опорный диск; 4—стяжная пружина; 5—направляющая скоба; 6—колодка; 7 —фрикционная накладка колодки; 8—болт регулировочного эксцентрика; 9— шайба; 10—пружина эксцентрика; 11—регулировочный эксцентрик; 12 -пластина опорного кольца; 13 — эксцентрик опорного пальца; 14 —опорный палец; !5—гайка;  пружинная шайба.

При износе тормозных барабанов и фрикционных накладок зазор между ними увеличивается, отчего тормозной путь автомобиля удлиняется. Величину зазора регулируют, поворачивая при помощи червячного механизма 10, 11 и 12 (см. рис. 217) разжимной кулак или эксцентрик 11 (см. рис. 218), изменяющий расстояние между колонкой б и барабаном. 7

При переклепке фрикционных накладок, значительном их износе или при нарушении установки колодок вследствие ослабления опорных пальцев положение колодок изменяют, поворачивая опорные пальцы, шейки  которых эксцентричны.

При торможении давление жидкости перемещает вправо поршень 3, который прижимает колодку  к тормозному барабану. Если зазор между фрикционной накладкой и тормозным барабаном вследствие износа увеличился, то поршень 3 увлекает за собой через резьбовое соединение пружинное кольцо 2, преодолевая при этом усилие натяга. Пружинное кольцо 2 передвигается в цилиндре на величину износа.

Когда водитель перестает нажимать на тормозную педаль, давление в цилиндре падает, стяжные пружины — стягивают тормозные колодки и поршень 3 передвигается по цилиндру влево. Однако поршень 3 может передвинуться только на величину люфта в резьбовом соединении с пружинным кольцом 2, так как усилие стяжных пружин колодок составляет 20 кг, а усилие натяга кольца более чем в 2 раза больше, и оно сдвинуться влево не сможет. Таким образом, ограничивается возвратный ход поршня, а следовательно, и колодки.

Стояночный  ручной тормоз барабанного  типа  (рис. 221) устанавливается на автомобилях ГАЗ. ПАЗ-672, ЗИЛ—1ЗО, 3ИЛ-164А, автобусах ЛАЗ и автомобилях «Урал». При  оттягивании  рьчага 2 разжимной кулак  8 разводит  колодки к барабану 5. При оттормаживании  стяжные пружины 6 жины 6 оттягивают колодки от барабана.

У автомобилей  МАЗ-500  ручной стояночный тормоз барабанного типа смонтирован на заднем мосту автомобиля. Такое расположение тормоза позволяет использовать его в аварийных случаях даже при поломках  карданного вала.

Привод тормоза ЛИАЗПривод тормоза ЛИАЗ

У автомобиля ЛиАЗ-б77 ручной тормоз имеет механический привод и действует на задние колеса (рис. 222) что дает возможность использовать его в качестве аварийного.

Приводы  колесных тормозов на отечественных автомобилях гидравлические, пневматические и пневмогидравлические.  Для облегчения работы водителя на некоторых автомобилях применяют усилители. Привод ручного тормоза  механический;

Гидравлический привод тормозов имеет ряд достоинств: передача давления на все тормоза колес происходит равномерно и плавно, привод срабатывает быстро.

Гидравлический привод  легковые автомобили грузовые ГАЗ—БЗА, ГАЗ-66, автобусы ПАЗ  состоит из главного тормозного цилиндра, цилиндров колесных тормозов и магистралей.

Стояночный тормозСтояночный тормоз

Рис. 221. Ручной тормоз ‚автобусов ЛАЗ и. автомобилей ЗИЛ:

1— резьбовая вилка тяги; 2—рычаг ручного тормоза; З—сектор: 4 — регулировочный рычаг тормоза; 5 — тормозной барабан;  6 —стяжная  пружина; 7—тормозная колодка; З—разжимной кулак.

Главный тормозной цилиндр (рис. 223) отлит совместно с резервуаром для тормозной жидкости и сообщается с ним через два отверстия. При нажатии на педаль тормоза манжета 3 перекрывает отверстия Б и В, жидкость выжимается через перепускной клапан 8 в магистраль и поступает в цилиндры колесных тормозов, поршни которых прижимают тормозные колодки к барабанам

Главный цилиндр ПАЗ-ГАЗГлавный цилиндр ПАЗ-ГАЗ

Рис 223 Главный цилиндр гидравлического тормозного привода автобусов ПАЗ и автомобилей ГАЗ:

1- стопорное кольцо; 2- упорная шайба; 3- манжета; 4- пластинчатый клапан; 5- резиновая манжета; 6- пружина перепускного клапана; 7- обратный клапан; 8- перепускной клапан; 9- резьбовая пробка; 10- крышка корпуса; 11- корпус; 12- штуцер; 13- пружина; 14- поршень; 15- чехол; 16- толкатель; 17- контргайка; 18- тяга; 19- педаль; 20- оттяжная пружина.

СМОТРИТЕ ВИДЕО

zil-130-431410.ru

Возможные неисправности тормозных систем автомобиля ЗИЛ

Строительные машины и оборудование, справочник

Категория:

   Автомобили ЗИЛ

Возможные неисправности тормозных систем автомобиля ЗИЛ

Для того чтобы быстро найти и устранить неисправности в тормозных системах современных автомобилей, необходимо применять испытательное оборудование и производить диагностирование в строго определенном порядке.

В качестве испытательного оборудования для диагностирования тормозных систем применяются: стенды роликовые и с беговыми барабанами для определения тормозных сил; проверочный комплект для диагностирования пневмопривода.

Наибольшее распространение в настоящее время получили переносные проверочные комплекты моделей НИИАТ-Л029 и К482. В проверочный комплект входят два манометра с длинными шлангами для подключения к штатным контрольным клапанам тормозного пневмопривода автомобиля, соединительные головки одно- и двухпроводного управления пневмоприводом прицепа с манометрами, набор соединительной арматуры трубопроводов и дополнительных контрольных клапанов, набор гаечных ключей. Такой комплект позволяет подготовленным специалистам провести в условиях автохозяйств диагностирование тормозных систем автомобилей ЗИЛ.

Ниже приведены наиболее типичные возможные неисправности тормозных систем автомобиля-тягача ЗИЛ-431410 с МТП, методы их обнаружения и способы устранения. При этом в случае выхода из строя какого-либо прибора дается для краткости рекомендация «Заменить неисправный прибор». Под этим подразумевается также, что прибор может быть отремонтирован заменой в нем непригодных деталей с помощью поставляемых заводом-изготовителем ремонтных комплектов. Неисправности тормозных систем автомобилей ЗИЛ-131Н и ЗИЛ-1ЭЗГЯ в основном аналогичны.

1. Не заполняется сжатым воздухом конденсационный баллон (регулятор давления срабатывает —слышен характерный звук выброса сжатого воздуха).

Это может быть вызвано засорением фильтрующего элемента регулятора давления.

Отвернуть колпачок и нажать на шток клапана отбора воздуха регулятора давления. Если из клапана воздух не выходит, то фильтрующий элемент регулятора засорен.

Для устранения отвернуть нижнюю крышку регулятора давления, снять и промыть (или заменить) фильтрующий элемент.

2. Не заполняются воздушные баллоны {регулятор давления не срабатывает)

Причиной является утечка сжатого воздуха из пневмопривода. Определить на слух иди нанесением кистью мыльной эмульсии на место утечки. Возможные места утечки: трубопроводы и шланги с нарушением герметичности; соединительные разъемы трубопроводов и шлангов; стыки корпусных деталей узлов и приборов; атмосферные выводы неисправных приборов.

В зависимости от места утечки неисправность устраняется: заменой негерметичных трубопроводов, шлангов; подтягиванием крепежных элементов узлов и деталей приборов; заменой неисправных приборов.

3. Не заполняются баллоны контуров рабочей тормозной системы тормозных механизмов колес переднего или заднего моста

Это может быть результатом того, что не открывается один из клапанов трехконтурного защитного клапана.

Отвернуть у клапана гайку соединительного разъема трубопровода к соответствующему воздушному баллону. Если при работающем двигателе воздух из клапана не выходит, то клапан неисправен.

Для устранения неисправный прибор заменить.

4. Не заполняется воздушный баллон контура стояночной и тормозных систем

Причина — не открывается дополнительный клапан трехконтурного защитного клапана.

Отвернуть у клапана гайку соединительного разъема трубопровода к воздушному баллону. Если при работающем двигателе воздух из клапана не выходит, то клапан неисправен.

Неисправный клапан заменить.

5. Не растормаживается тормозной пневмопривод прицепа с двухпроводным управлением — отсутствует сжатый воздух в правой соединительной головке

Данное нарушение может быть вызвано неисправностью трех-контурного защитного клапана, либо клапана ускорения самозатормаживания прицепа при обрыве магистрали управления.

Отвернуть у тр хконтурного защитного клапана 7 гайку соединительного разъема трубопровода к клапану. Если при работающем двигателе воздух не выходит, то клапан 7 неисправен. Если воздух выходит, то следует проверить наличие сжатого воздуха на выходе клапана 23. Отсутствие воздуха На выходе клапана 23 свидетельствует о неисправности последнего. Неисправный прибор заменить.

6. Не растормаживается тормозной пневмопривод прицепа с однопроводным управлением — отсутствует сжатый воздух в соединительной головке

Данное нарушение может быть результатом неисправности следующих приборов пневмопривода: трех контурного защитного клапана; клапана двухпроводного управления тормозным пневмоприводом прицепа; клапана однопроводного управления тормозным пневмоприводом прицепа.

Проверить работу клапана. Если из левой соединительной головки управляющей магистрали при нажатой тормозной педали воздух выходит, а при отпущенной —не выходит, то неисправен клапан. В случае отсутствия воздуха в соединительной головке при нажатой тормозной педали неисправен клапан.

Для устранения неисправный клапан заменить.

7. Давление в воздушном баллоне какого-либо контура пневмопривода выше или ниже нормы (регулятор давления срабатывает)

Причина —нарушение регулировки регулятора давления, либо неисправность манометра.

Вывернуть пробку из соответствующего воздушного баллона (предварительно выпустив из него сжатый воздух), присоединить контрольный манометр и проверить соответствие показаний штатного и контрольного манометров, а также давление включения и выключения регулятора давления.

Для устранения регулятор отрегулировать винтом в его крышке, неисправный манометр заменить.

8. Недостаточно эффективное торможение автомобиля рабочей тормозной системой при полностью нажатой тормозной педали

Это отклонение может быть вызвано либо изменением хода тормозной педали, либо утечкой сжатого воздуха из контуров рабочей тормозной системы тормозных механизмов колес переднего и заднего мостов, либо неисправностью двухсекционного тормозного крана или регулятора тормозных сил, либо чрезмерным увеличением хода штоков тормозных камер.

Нажать на тормозную педаль до упора. Если педаль доходит до пола, то необходимо отрегулировать ход педали изменением длины тяги в приводе тормозного крана.

Определение и устранение утечки сжатого воздуха произвести в соответствии с п. 2.

При нормальном ходе педали и герметичном пневмоприводе подсоединить контрольные манометры к выводам в контурах рабочей тормозной системы тормозных механизмов колес переднего и заднего мостов, поднять рычаг регулятора 27 тормозных сил в крайнее верхнее положение и при полностью нажатой тормозной педали сверить показания контрольных и штатных манометров. Если давление на контрольных манометрах ниже, то неисправен тормозной кран. Неисправный кран заменить.

При одинаковом показании манометров проверить ход штоков тормозных камер. Если ход штоков увеличенный, то требуется регулировка зазора между накладками колодок и барабаном тормозных механизмов в соответствии с рекомендациями по обслуживанию тормозных механизмов.

9. Недостаточно эффективное торможение автомобиля при включении ручного крана стояночной и запасной тормозных систем (ход штоков тормозных камер с энергоаккумуляторами в заданных пределах, рабочая тормозная система обеспечивает заданную эффективность торможения)

Данное отклонение может быть результатом неисправности одного из следующих приборов: ручного крана, ускорительного клапана, двухмагистрального перепускного клапана.

Подсоединить контрольный манометр последовательно к клапану контрольного вывода в контуре стояночной и запасной тормозных систем, к выходу из ускорительного клапана и ручного крана. Привести рукоятку ручного крана в положение, соответствующее торможению стояночной тормозной системой и проверить давление по контрольному манометру.

Наличие давления в клапане контрольного вывода при отсутствии давления на выводе управления двухмагистрального клапана указывает на неисправность последнего.

Наличие давления на выходе из ускорительного клапана при отсутствии давления на входе свидетельствует о неисправности этого клапана.

Неисправность ручного крана характеризуется наличием давления на его выходе при положении рукоятки, соответствующем торможению стояночной тормозной системой.

Неисправный прибор заменить.

10. При торможении рабочей тормозной системой лампы сигнала торможения не загораются

Причиной может быть неисправность либо датчика 24 включения сигнала торможения, либо клапана двухпроводного управления тормозным пневмоприводом прицепа.

Проверить при нажатой тормозной педали наличие сжатого воздуха в соединительной головке управляющей магистрали (левая головка). Если есть, то неисправен датчик включения сигнала торможения.

Для устранения неисправности датчик заменить.

Проверить загораются ли лампы сигнала торможения при включении ручным краном стояночной тормозной системы. Если да, то неисправен клапан или засорены трубопроводы к нему. Если нет, то неисправен датчик включения сигнала торможения.

Для устранения неисправный прибор заменить, засоренный трубопровод снять и прочистить.

Снятые с автомобиля неисправные приборы должны подвергаться проверке с целью определения характера неисправности. Затем при наличии возможности ремонта прибор разбирают, детали очищают от грязи. Дефектные детали и узлы заменяют. После этого прибор собирают и испытывают.

Сборка должна производиться в условиях, исключающих возможность попадания на собираемые детали и узлы грязи, стружки, абразивной пыли и т. п. При сборке особое внимание следует обращать на правильность взаимного расположения деталей. Сборка резиновых деталей (уплотнений, мембран, клапанов, чехлов и т. д.) должна производиться осторожно, чтобы исключить возможность их повреждения. Наличие на поверхности резиновых деталей порезов, рисок и других дефектов не допускается.

Для проверки и регулировки отремонтированных пневмо-приборов используются испытательные стенды, например К245. В техническом описании стенда К245.00.00.000 ТО содержится подробная инструкция по проведению испытаний приборов на соответствие приведенным выше характеристикам.

Схема испытательного стенда включает: баллон питания, регулятор давления, контрольный баллон, предохранительный клапан, кран управления, обратный клапан, манометры, выходы для соединения проверяемых аппаратов. Такой стенд при необходимости может быть изготовлен силами автотранспортного предприятия с применением автомобильных узлов.

Читать далее: Дальнейшее совершенствование тормозных систем автомобиля ЗИЛ

Категория: - Автомобили ЗИЛ

Главная → Справочник → Статьи → Форум

stroy-technics.ru

Регулировка тормозов колес ЗИЛ-131

Тормоза колес имеют по две тормозные колодки с прикрепленными к ним фрикционными накладками.

Колодки установлены на осях с эксцентричными шейками, позволяющими сцентрировать колодки с тормозными барабанами.

При торможении колодки раздвигаются кулаком 4 и прижимаются к внутренней поверхности барабана 11.

рис. 1

Регулировка тормозов колес может быть полная или частичная.

Как перед полной, так и перед частичной регулировкой необходимо проверить правильность затяжки подшипников ступиц колес.

При регулировке тормоза должны быть холодными. Полная регулировка производится только после разборки и ремонта тормозов или нарушения концентричности рабочих поверхностей тормозных колодок и барабанов в результате ослабления крепления осей колодок. Полную регулировку надо производить в следующем порядке:

1. Ослабить гайки крепления осей колодок и сблизить эксцентрики, повернув оси метками одну к другой. Метки поставлены на наружных, выступающих над гайками торцах осей. Отпустить гайки болтов крепления кронштейна разжимного кулака.

2. Подать в тормозную камеру сжатый воздух под давлением 1—1,5 кг/см2 (нажимая на педаль тормоза при наличии воздуха в системе или воспользоваться сжатым воздухом из гаражной установки).

При отсутствии сжатого воздуха вынуть палец штока тормозной камеры и, нажимая на регулировочный рычаг в сторону хода штока тормозной камеры при затормаживании, прижать колодки к тормозному барабану.

Поворачивая эксцентрики в одну и другую сторону, сцентрировать колодки, обеспечив плотное прилегание их к тормозному барабану. Прилегание колодок к барабану проверять щупом через окно в тормозном барабане на расстоянии 20—30 мм от наружных концов накладок. Щуп 0,1 мм не должен проходить вдоль всей ширины накладки.

3. Не прекращая подачи сжатого воздуха в тормозную камеру, а при отсутствии сжатого воздуха, не отпуская регулировочный рычаг и удерживая оси колодок от проворачивания, надежно затянуть гайки осей и гайки болтов крепления кронштейна разжимного кулака к опорному диску тормоза.

4. Прекратить подачу сжатого воздуха, а при отсутствии сжатого воздуха отпустить регулировочный рычаг и присоединить шток тормозной камеры.

5. Провернуть ось червяка регулировочного рычага так, чтобы ход штока тормозной камеры был в пределах 15—25 мм. Убедиться, что при включении и выключении подачи воздуха штоки тормозных камер перемещаются быстро, без заеданий.

6. Проверить, как вращаются в отторможенном состоянии барабаны. Они должны вращаться равномерно и свободно, не касаясь колодок. При указанной регулировке между тормозным барабаном и колодками могут быть примерно следующие зазоры: у разжимного кулака 0,4 мм, у осей колодок 0,2 мм.

Частичная регулировка производится для уменьшения зазора между колодками и барабаном, увеличивающегося вследствие износа накладок.

Наличие больших зазоров, при которых требуется проведение частичной регулировки, обнаруживают по увеличению хода штоков тормозных камер, которые не должны превышать 40 мм.

Частичную регулировку выполняют только вращением осей червяков регулировочных рычагов, так же как и при полной регулировке.

При частичной регулировке не следует ослаблять гайки осей колодок и изменять установку осей, так как это может привести к нарушению плотного прилегания колодок к барабану при торможении.

В случае изменения установки осей необходимо производить полную регулировку.

При проведении как полной, так и частичной регулировки надо устанавливать наименьший ход штоков тормозных камер (около 15 мм).

Для получения одинаковой эффективности торможения правых и левых колес следует стремиться к тому, чтобы ходы штоков правых и левых камер на каждом мосту мало отличались.

рис. 2

Уход за тормозами колес заключается в регулировке зазоров между колодками и барабанами, а также в периодическом осмотре, очистке тормозов и проверке креплений. При осмотре необходимо проверять следующее:

1. Надежность крепления тормозных дисков к цапфам мостов.

2. Затяжку гаек осей колодок и гаек болтов крепления кронштейнов разжимных кулаков.

3. Состояние фрикционных накладок:

а) если расстояние от поверхности накладок до головок заклепок составляет менее 0,5 мм, то надо сменить тормозные накладки;

б) необходимо предохранять накладки от попадания на них масла, так как фрикционные свойства промасленных накладок нельзя полностью восстановить путем чистки и промывки;

в) если одну из накладок левого или правого тормоза необходимо заменить, то следует заменить все накладки у обоих тормозов (и левого и правого).

4. Состояние осей колодок. Если колодки не вращаются свободно на осях, то нужно, не нарушая установки осей снять колодки, очистить рабочие поверхности от ржавчины и смазать их тонким слоем консистентной смазки. После установки колодок лишнюю смазку удалить.

5. Валы разжимных кулаков. Валы должны вращаться в кронштейне свободно без заеданий. Смазывают валы в соответствии с картой смазки. Следует иметь в виду, что количество смазки должно быть умеренным, так как лишняя смазка может попасть в тормоз.

6. Действие педали. Педаль после нажатия должна легко возвращаться в исходное положение; если этого не происходит, то нужно проверить действие оттяжной пружины и перемещение деталей привода тормозного крана, которое должно быть свободным.

На рис. 2  дан установочный размер, по которому необходимо обрабатывать колодку после установки новых фрикционных накладок. Размер радиуса колодки (210-0,4мм) дан применительно к новым барабанам. После ремонтной расточки барабана радиус колодки должен быть соответственно равен радиусу барабана.

autoruk.ru

Неисправности тормозов ЗИЛ-5301

Причина неисправности

Метод устранения

Не заполняются воздушные баллоны. Слышен звук выхода сжатого воздуха из патрубка регулятора

Не заполняются баллоны до нижнего давления (регулятор давления не срабатывает)

Поврежден впускной клапан регулятора давления пневмопривода

Отвернуть верхнюю крышку регулятора и заменить клапан

Утечка сжатого воздуха из пневматического привода

 

В зависимости от места утечки: заме­нить трубопровод, шланг или подтянуть арматуру трубопроводов и шлангов или подтянуть крепежные детали соеди­нительных элементов или заменить неисправный аппарат

Неисправен компрессор

 

Отремонтировать или заменить компрессор   

Не заполняется баллон контура рабочих тормозов

Наличие конденсата в воздушных баллонах

Не работает или не отрегулирована, соединенная с воздушным баллоном секция тройного защитного клапана 

Заменить или отрегулировать аппарат

Заедание обратного клапана регенерационного балло­на или засорение продувочного отверстия в нем

Удалить конденсат.

Провести техни­ческое обслуживание влагомаслоот­делителя

Наличие масла в первом воздушном баллоне

Увеличенный выброс масла из компрессора, вызвавший засорение фильтра влагомаслоотделителя и отказ отсорбирующего элемента влагомаслоотде­лителя

Заменить или отремонтировать ком­прессор.

Заменить стакан с адсорбирующим элементом влагомаслоотде­лителя

Частое срабатывание регулятора давления пневмопривода

Утечка сжатого воздуха из пневматического привода на участке от регулятора до защитных клапанов

В зависимости от места утечки: за­менить трубопровод, или подтянуть арматуру трубопроводов, или подтянуть крепеж соединительных элементов, или заменить неисправный аппарат

Медленно заполняются воздушные баллоны

Утечка сжатого воздуха из пневматического привода из-за нарушения герметичности: в местах соединения трубопроводов; повреждения трубопроводов; в стыках корпусных деталей тормозных аппаратов из-за повреждения их уплотнений; неисправности атмосферных выводов аппаратов

В зависимости от места утечки: за­менить трубопровод, шланг, или подтянуть арматуру трубопроводов и шлангов, или подтянуть крепеж соеди­нительных элементов, или заменить неисправный аппарат

Неисправен компрессор

Отремонтировать или заменить компрессор

Давление в воздушных баллонах выше или ниже нормы (регулятор давления срабатывает)

Неэффективное торможение при нажатии на педаль рабочей тормозной системы

Разрегулирован регулятор давления или неисправен манометр

Отрегулировать регулятор давления.

Заменить манометр

Утечка сжатого воздуха из пневматического привода 

 

В зависимости от места утечки: заменить трубопровод, шланг, или подтянуть арматуру трубопроводов и шлангов, или подтянуть крепежные детали соединительных элементов или заменить неисправный аппарат

Разрегулирован привод тормозного крана

Отрегулировать привод тормозного крана

Неисправен тормозной кран

Заменить тормозной кран

При нажатии на педаль рабочей тормозной системы или включении крана стояночной и запасной тормозных систем задние фонари не загораются или не гаснут при их выключении

неисправны датчики включения сигнала торможения

Заменить неисправный датчик сигнала торможения или неисправна электропроводка

неисправен один  из аппаратов пневматического привода

Заменить неисправный аппарат

После отпускания педали рабочей тормозной системы и при выключенном тормозном кране стояночной системы колеса не растормаживаются

Неисправен двухсекционный тормозной кран или разрегулирован его привод

Заменить двухсекционный тормозной кран или отрегулировать его привод

Неисправен кран стояночной тормозной системы

Заменить неисправный аппарат

Неисправен пружинный энергоаккумулятор

Тоже

Утечка сжатого воздуха из трубопроводов от тормозного крана стояночного тормоза к пружинному энергоаккумулятору

В зависимости от места утечки: за­менить трубопровод, шланг или подтянуть арматуру трубопроводов и шлангов или подтянуть крепежные детали соединительных элементов

Не отрегулированы механизмы колесных тормозов или механический привод стояночного тормоза

Отрегулировать тормозные механизмы

autoruk.ru

Тормозная система ЗИЛ-131

Автомобиль оборудован не зависящими один от другого тормозами — ручным и ножным.

Ручной тормоз колодочный, барабанного типа, С двумя внутренними колодками, установлен на раздаточной коробке. Ручной тормоз следует использовать только в качестве стояночного. Пользоваться ручным тормозом при движении разрешается только в аварийных случаях, так как он сильно нагружает механизмы силовой передачи, а при длительном притормаживании автомобиля тормоз нагревается до высокой температуры и может выйти из строя.

Следует помнить, что при торможении ручным тормозом сигнал торможения не загорается.

Привод ножных тормозов пневматический и действует через педаль и систему пневматических механизмов на тормоза колодочного типа, установленные на всех шести колесах автомобиля.

Пневматическая система обеспечивает возможность автоматического приведения в действие тормозов прицепа, если прицеп оборудован тормозами с пневматическим однопроводным приводом, а также используется для регулирования давления воздуха в шинах, приведения в действие стеклоочистителя и управления раздаточной коробкой.

Торможение осуществляется сжатым воздухом, нагнетаемым в три воздушных баллона компрессором, приводимым в действие от двигателя автомобиля клиновидным ремнем.

Подача сжатого воздуха из воздушных баллонов к тормозным камерам колесных тормозов осуществляется тормозным краном. для управления тормозным краном имеется педаль, соединенная тягой с рычагом крана. При нажатии на педаль сжатый воздух из баллона поступает через тормозной кран в тормозные камеры. Под давлением воздуха штоки тормозных камер перемещаются, поворачивая при этом разжимные кулаки, которые прижимают колодки к тормозным барабанам. При отпускании педали тормозной кран перекрывает доступ воздуха из баллонов и выпускает воздух из тормозных камер в атмосферу. Схема пневматического привода тормозов и система регулирования давления воздуха в шинах показаны на рис. 1.

Пневматический привод тормозов колес

Привод управления тормозами колес пневматический. Усилие, прикладываемое водителем к педали, передается через систему рычагов и тяг на тормозной кран.

Схема действия пневматического привода тормозов автомобиля и прицепа показана на рис. 1 и 2.

рис. 2

Схема пневматического привода тормозов автомобиля с прицепом в отторможенном состоянии: 1 — компрессор; 2 — комбинированный тормозной кран; 3 — разобщительный кран автомобиля; 4 — соединительная головка; 5. разобщительный кран прицепа; 6 — воздухораспределитель прицепа; 7 — воздушный баллон прицепа; 8 — колесный тормоз; 9 — тормозные камеры; 10 — воздушный баллон автомобиля

рис. 3

Схема пневматического привода тормозов автомобиля с прицепом в заторможенном состоянии

 

autoruk.ru

Двухсекционный тормозной кран ЗИЛ-5301

Двухсекционный тормозной кран служит для управления исполнительными механизмами рабочей тормозной системы автомобиля. двухсекционный тормозной кран установлен на щите передней части кабины.

Разборка и сборка крана

Для разборки кран надо установить в тиски с мягкими губками, закрепив за технологические пробки, ввернутые в корпуса 6 и 11 толкателем 1 вверх.

Разборку крана надо начинать с демонтажа толкателя 1, после чего надо снять плиту 12 и верхний поршень 9 в сборе.

Демонтаж упругого элемента 10 из верхнего поршня 9 производится только в крайних случаях, так при этом нарушается регулировка положения шпильки.

рис. 1

Для этого нужно, удерживая поршень 9 через матерчатую салфетку, отвернуть гайку 17 и шпильку 2. После чего упругий элемент 10 легко вынимается из поршня 9.

Перевернуть кран в тисках на 180° и снять круглогубцами упорное кольцо 19. Вынуть из корпуса 6 клапан 5 атмосферного вывода в сборе и клапан 4 нижней секции вместе с резиновым уплотнительным кольцом, упорным кольцом и пружиной 24.

Отвернуть болты 16 и снять, придерживая рукой, корпус 6. Вынуть из корпуса 11 пружину 24 и малый поршень 3. Зажав двумя пассатижами через специальные прокладки, вынуть большой поршень 7.

Для демонтажа клапана 8 верхней секции надо круглогубцами снять упорное кольцо 21 и вынуть клапан вместе с  обоймой 23, опорными кольцами, конической пружиной 22, колпачком и резиновыми уплотнительными кольцами. Для снятия глушителя шума надо снять с него круглогубцами замочное кольцо.

После разборки детали двухсекционного тормозного крана надо промыть чистым бензином или ацетоном, просушить и тщательно осмотреть.

На поверхности корпусных деталей не допускается наличие трещин, волосовин и других заметных глазом дефектов. Детали надо очистить от ржавчины и пригара. Все резиновые детали необходимо заменить.

Перед сборкой детали двухсекционного тормозного крана надо рукой смазать тонким слоем смазки Циатим – 221.

Сборку клапанов, резиновых уплотнительных колец и других резиновых деталей надо производить осторожно, не допуская их повреждения. Наличие на поверхности этих деталей рисок, порезов и других дефектов не допускается.

Сборку крана надо начинать с установки клапана верхней секции 8 в корпус 11. Последовательность установки деталей клапана 8 должна соответствовать рис.1. При установке опорного кольца 26 его буртик должен быть ориентирован в сторону конической пружины 22. Придерживая клапан оправкой, установить упорное кольцо 21 в канавку с помощью круглогубцев.

далее необходимо установить большой поршень 7, малый поршень 3, пружину 24, которая отличается от пружины 25 верхнего поршня меньшей длиной, резиновое уплотнительное кольцо и нижний корпус 6. Закрепить нижний корпус 6 болтами 16 с пружинными шайбами.

После этого в корпус 6 надо поставить клапан атмосферного вывода в сборе 5 и закрепить его упорным кольцом 19 с помощью круглогубцев.

Перевернуть кран в тисках на 180°. Подсобрать верхний поршень 9 с упругим элементом 10, резиновым кольцом и тарелкой 18, завернуть шпильку 2. Перед установкой верхнего поршня 3 (рис. 2) надо замерить расстояние «С» выступание хвостовика поршня над клапаном 6.

Отрегулировать шпилькой 1 расстояние d, равное C+0,8мм , между шпилькой и малым поршнем 5 и законтрить шпильку гайкой. Установить собранный поршень 9 (см. рис.1) в корпус 11 на пружину 25 и при необходимости прижать его зажимом.

Затем необходимо в соответствии с рис.1 установить резиновые уплотнительные кольца, плиту 12 и толкатель 1.

Регулировка и проверка двухсекционного тормозного крана

Установить кран на испытательный стенд и подключить его по схеме, показанной на рис. 3. Затем выполнить следующее.

1. Три раза переместить толкатель. При этом не должно быть заеданий и он должен быстро возвращаться в исходное положение.

2. Подать воздух под давлением 0,75 МПа в выводы 11 и 12 и трижды переместить толкатель до упора и обратно. Давление в выводах 21 и 22 при этом должно изменяться от 0 до давления в выводах 11 и 12 и обратно.

При перемещении толкателя на h=1,9…3,0 мм в выводе 21 должно появиться давление. При достижении в выводе 21 давления 0,05 МПа давление в выводе 22 должно быть не менее 0,025 МПа. При этом ход толкателя должен превышать 1,9 мм.

Опережение давления в выводе 21 по отношению к давлению в выводе 22 может сохраняться по всему диапазону давлений, но не превышать 0,025 МПа. Первоначальный скачок давления в выводах 21 и 22 не должен превышать 0,02 МПа.

При достижении в выводе 21 давления 0,3 МПа ход толкателя должен быть 5,8…8,0 мм.

При достижении в выводе 21 давления 0,75 МПа ход толкателя должен быть 8,4…10,8 мм.

Общий ход толкателя должен составлять 12,5...15,7 мм. При плавном перемещении толкателя давление е выводах 21 и 22 после начального скачка должно плавно повышаться, а при отпускании толкателя — плавно понижаться.

3. Подать воздух под давлением 0,75 МПа в вывод 11 и переместить толкатель до упора. При этом в выводе 21 давление должно измениться от 0 до 0,75 МПа.

4. Подать воздух под давлением 0,75 МПа в выводы 12 и переместить толкатель до упора. При этом в выводе 22 давление должно измениться от 0 до 0,75 МПа.

При проверке крана на герметичность он должен быть герметичен при любом положении толкателя. Проверку надо производить:

  • при отпущенном толкателе и давлении 0,75 МПа в выводах 11 и 12;
  • при нажатом до упора толкателе и давлении 0,75 МПа в выводах 11 и 12;
  • при нажатом до упора толкателе и давлении 0,75 МПа в выводе 11,

При обмыливании появление пузырьков воздуха не допускается в течение 1 мин.

После установки крана на автобус необходимо отрегулировать его привод.

Привод двухсекционного тормозного крана состоит из педали и ролика на оси, установленного с эксцентриситетом, с гайкой. Нужное положение педали на полу кабины устанавливают вращением оси ролика, установленного с эксцентриситетом. Педаль в исходное положение возвращается пружиной.

Педаль после нажатия должна легко возвращаться в исходное положение. Если этого не происходит, следует проверить работу оттяжной пружины и перемещение педали на оси, которое должно быть свободным.

Полностью нажатая педаль рабочей тормозной системы не должна доходить до пола, В случае необходимости нужно отрегулировать ход педали с помощью упорных винтов на педали

autoruk.ru

Схемы тормозов ЗИЛ-5301

На автомобилях ЗИЛ-5301 установлен комбинированный пневмогидравлический тормозной привод с двумя независимыми гидравлическим и пневматическим контурами, разделенными по двум контурам.

На автобусах АМО ЗИЛ установлен комбинированный пневмогидравлический тормозной привод с двумя независимыми гидравлическим и пневматическим контурами и системой АБС. По заказу покупателей АБС устанавливается и на автомобили ЗИЛ-5301.

Рис.1. Схема тормозного привода автомобиля ЗИЛ-5301: 1 - компрессор; 2 - регулятор давления пневмопривода; 3 - влагомаслоотделитель; 4-регенерационный баллон; 5, 8, 12, 23, 24, и 29 - клапаны контрольного вывода; 6 - тройной защитный клапан, 7- компенсационный баллон; 9 - одинарный защитный клапан; 10 - кран стояночной тормозной системы;, 11 и 13 - воздушные баллоны; 14 - пружинный энергоаккумулятор привода стояночной тормозной системы; 15 - клапан быстрого оттормаживания; 16 - пневмоэлектрические датчики падения давления; 17- двухстрелочный манометр рабочей тормозной системы; 18 - краны слива конденсата из воздушных баллонов; 21 - двухсекционный кран рабочей тормозной системы; 22 - выключатели сигнала торможения; 25 - скоба с гидроцилиндрами тормоза переднего моста; 26 - главный тормозной цилиндр передней оси; 27- пневмокамера передней оси; 28-регулятор тормозных сил пневмопривода; 30 - рабочие гидроцилиндры тормоза заднего моста; 31 - пневмокамера колес заднего моста; 32 - главный тормозной цилиндр колес заднего моста.

Голубая линия — контур подготовки сжатого воздуха: желтая линия — контур тормозного привода передней оси; зеленая линия — контур тормозного привода задней оси; розовая линия — контур стояночного тормоза; красная линия — гидропривод рабочих тормозов

Рис.2. Схема тормозного привода автобуса и автомобилей ЗИЛ-5301 с АБС: 1 - компрессор2-регулятор давления пневмопривода, 3 - влагомаслоотделитель, 4 - регенерационный баллон; 5, 15, 32, 33, 34,35,36,37,38,39 и 40 - клапаны контрольного вывода, 6 - компенсационный баллон, 7- краны спина конденсата; 8 - тройной защитный клапан, 9 - одинарный защитный клапан, 10 - кран стояночной тормозной системы; 11 и 13 - воздушные баллоны, 12 - пневмоэлектрические датчики падения давления, 14 - пружинный энергоаккумулятор привода стояночной тормозной системы; 16 - двухстрелочный манометр рабочей тормозной системы, 17 - двухсекционный кран рабочей тормозной системы, 18 - выключатели сигнала торможения, 19 - скоба с гидроцилиндрами тормоза переднего моста, 20 - главный тормозной цилиндр передней оси, 21 - пневмокамера передней оси, 22 - модулятор передней оси; 23 - регулятор тормозных сил, 24 - модулятор правого колеса заднего моста; 25 - модулятор левого колеса заднего моста, 26 - пневмокамера правого колеса заднего моста; 27-вневмокамера правого колеса заднего моста, 28 - главный тормозной цилиндр правого колеса заднего моста, 29 - главный тормозной цилиндр левого колеса заднего моста; 30 - рабочие гидроцилиндры тормоза заднего моста, 31 - клапан быстрого оттормаживания

autoruk.ru