Ремонт тормозного механизма ЗИЛ. Зил тормозов


Регулировка тормозов колес ЗИЛ-131

Тормоза колес имеют по две тормозные колодки с прикрепленными к ним фрикционными накладками.

Колодки установлены на осях с эксцентричными шейками, позволяющими сцентрировать колодки с тормозными барабанами.

При торможении колодки раздвигаются кулаком 4 и прижимаются к внутренней поверхности барабана 11.

рис. 1

Регулировка тормозов колес может быть полная или частичная.

Как перед полной, так и перед частичной регулировкой необходимо проверить правильность затяжки подшипников ступиц колес.

При регулировке тормоза должны быть холодными. Полная регулировка производится только после разборки и ремонта тормозов или нарушения концентричности рабочих поверхностей тормозных колодок и барабанов в результате ослабления крепления осей колодок. Полную регулировку надо производить в следующем порядке:

1. Ослабить гайки крепления осей колодок и сблизить эксцентрики, повернув оси метками одну к другой. Метки поставлены на наружных, выступающих над гайками торцах осей. Отпустить гайки болтов крепления кронштейна разжимного кулака.

2. Подать в тормозную камеру сжатый воздух под давлением 1—1,5 кг/см2 (нажимая на педаль тормоза при наличии воздуха в системе или воспользоваться сжатым воздухом из гаражной установки).

При отсутствии сжатого воздуха вынуть палец штока тормозной камеры и, нажимая на регулировочный рычаг в сторону хода штока тормозной камеры при затормаживании, прижать колодки к тормозному барабану.

Поворачивая эксцентрики в одну и другую сторону, сцентрировать колодки, обеспечив плотное прилегание их к тормозному барабану. Прилегание колодок к барабану проверять щупом через окно в тормозном барабане на расстоянии 20—30 мм от наружных концов накладок. Щуп 0,1 мм не должен проходить вдоль всей ширины накладки.

3. Не прекращая подачи сжатого воздуха в тормозную камеру, а при отсутствии сжатого воздуха, не отпуская регулировочный рычаг и удерживая оси колодок от проворачивания, надежно затянуть гайки осей и гайки болтов крепления кронштейна разжимного кулака к опорному диску тормоза.

4. Прекратить подачу сжатого воздуха, а при отсутствии сжатого воздуха отпустить регулировочный рычаг и присоединить шток тормозной камеры.

5. Провернуть ось червяка регулировочного рычага так, чтобы ход штока тормозной камеры был в пределах 15—25 мм. Убедиться, что при включении и выключении подачи воздуха штоки тормозных камер перемещаются быстро, без заеданий.

6. Проверить, как вращаются в отторможенном состоянии барабаны. Они должны вращаться равномерно и свободно, не касаясь колодок. При указанной регулировке между тормозным барабаном и колодками могут быть примерно следующие зазоры: у разжимного кулака 0,4 мм, у осей колодок 0,2 мм.

Частичная регулировка производится для уменьшения зазора между колодками и барабаном, увеличивающегося вследствие износа накладок.

Наличие больших зазоров, при которых требуется проведение частичной регулировки, обнаруживают по увеличению хода штоков тормозных камер, которые не должны превышать 40 мм.

Частичную регулировку выполняют только вращением осей червяков регулировочных рычагов, так же как и при полной регулировке.

При частичной регулировке не следует ослаблять гайки осей колодок и изменять установку осей, так как это может привести к нарушению плотного прилегания колодок к барабану при торможении.

В случае изменения установки осей необходимо производить полную регулировку.

При проведении как полной, так и частичной регулировки надо устанавливать наименьший ход штоков тормозных камер (около 15 мм).

Для получения одинаковой эффективности торможения правых и левых колес следует стремиться к тому, чтобы ходы штоков правых и левых камер на каждом мосту мало отличались.

рис. 2

Уход за тормозами колес заключается в регулировке зазоров между колодками и барабанами, а также в периодическом осмотре, очистке тормозов и проверке креплений. При осмотре необходимо проверять следующее:

1. Надежность крепления тормозных дисков к цапфам мостов.

2. Затяжку гаек осей колодок и гаек болтов крепления кронштейнов разжимных кулаков.

3. Состояние фрикционных накладок:

а) если расстояние от поверхности накладок до головок заклепок составляет менее 0,5 мм, то надо сменить тормозные накладки;

б) необходимо предохранять накладки от попадания на них масла, так как фрикционные свойства промасленных накладок нельзя полностью восстановить путем чистки и промывки;

в) если одну из накладок левого или правого тормоза необходимо заменить, то следует заменить все накладки у обоих тормозов (и левого и правого).

4. Состояние осей колодок. Если колодки не вращаются свободно на осях, то нужно, не нарушая установки осей снять колодки, очистить рабочие поверхности от ржавчины и смазать их тонким слоем консистентной смазки. После установки колодок лишнюю смазку удалить.

5. Валы разжимных кулаков. Валы должны вращаться в кронштейне свободно без заеданий. Смазывают валы в соответствии с картой смазки. Следует иметь в виду, что количество смазки должно быть умеренным, так как лишняя смазка может попасть в тормоз.

6. Действие педали. Педаль после нажатия должна легко возвращаться в исходное положение; если этого не происходит, то нужно проверить действие оттяжной пружины и перемещение деталей привода тормозного крана, которое должно быть свободным.

На рис. 2  дан установочный размер, по которому необходимо обрабатывать колодку после установки новых фрикционных накладок. Размер радиуса колодки (210-0,4мм) дан применительно к новым барабанам. После ремонтной расточки барабана радиус колодки должен быть соответственно равен радиусу барабана.

autoruk.ru

Регулятор давления тормозов ЗИЛ-131 ЗИЛ-131

 Регулятор давления установлен на блоке цилиндров компрессора. Для увеличения надежности работы регулятора давления он снабжен двумя фильтрами:

один фильтр 8 установлен в месте поступления воздуха из пневматической системы, другой фильтр 7 — в месте входа воздуха в регулятор из разгрузочного устройства компрессора.

рис. 1

Регулятор давления автоматически поддерживает необходимое давление сжатого воздуха в системе путем впуска воздуха в разгрузочное устройство компрессора или выпуска воздуха из него.

По достижении в пневматической системе давления 7,0—7,4 кг/см² регулятор отключает подачу воздуха компрессором, а при снижении давления до 5,6—6,0 кг/см² снова включает компрессор. Если давление в пневмосистеме не поддерживается в указанных пределах, то необходимо определить причину неисправности и устранить ее. Причиной нарушения пределов давления в пневматической системе может быть неисправность регулятора давления или износ уплотнительных колец плунжера разгрузочного устройства, поэтому нужно предварительно проверить герметичность плунжеров разгрузочного устройства. Если и после устранения негерметичности плунжеров пределы давлений не будут соответствовать норме, то следует разобрать регулятор, промыть детали в бензине или керосине и просушить. Вскрывать и регулировать регулятор давления разрешается только квалифицированным работникам. Регулятор давления рекомендуется проверять на специальном стенде.

Повреждение поверхности шариков и их гнезд недопустимо. Регулировку регулятора производят в такой последовательности.

1. Вращая колпак 4, добиваются, чтобы компрессор включался в работу при давлении 5,6—6,0 кг/см². При завинчивании колпака давление увеличивается, при отвинчивании — уменьшается. Колпак закрепляют контргайкой 16.

2. Изменяя количество прокладок 15, получают давление 7,0—7,4 кг/см², при котором компрессор отключается.

С увеличением числа прокладок давление понижается, с уменьшением — повышается.

autoruk.ru

Ремонт тормозного механизма ЗИЛ

 

1. ВВЕДЕНИЕ. 

      Бортовой автомобиль-тягач, выпускается  Московским автомобильным заводом имени Лихачева с 1986 г. Кузов - металлическая платформа с откидными боковыми и задним бортами. Передний борт - высокий, боковые борта состоят из двух частей. Предусмотрена установка каркаса и тента. Кабина - трехместная, расположена за двигателем, с шумо- и термоизоляцией, оборудована местами крепления ремней безопасности. Подвеска кабины - на четырех амортизаторах и торсионе (в задней части кабины). Оперение кабины (крылья, капот и облицовка радиатора) объединено в общий блок, откидывающийся вперед Сиденье водителя - подрессоренное, регулируемое по массе водителя, длине, наклону подушки и спинки.

     Рабочая тормозная система – с барабанными механизмами (диаметр 420 мм, ширина передних накладок 100, задних – 140 мм, разжим, – кулачковый), двухконтурным пневматическим приводом, с регулятором тормозных сил. Тормозные камеры: передние – типа 20, задние – с пружинными энергоаккумуляторами, типа 24/24. Стояночный тормоз - на тормоза задних колес от пружинных энергоаккумуляторов, привод - пневматический. Запасной тормоз совмещен со стояночным. Привод тормозов прицепа - комбинированный (двух- и однопроводный). Давление воздуха в пневмосистеме 6,5-8 кгс/см. Имеется спиртовой предохранитель против замерзания конденсата.

 

      2. УТСРОЙСТВО И РАБОТА ТОРМОЗНОЙ СИСТЕМЫ ЗИЛ-533100. 

     Для снижения скорости движения, остановки и удержания в неподвижном состоянии автомобили оборудуют тормозной системой. Различают следующие виды тормозных систем: стояночную, которая служит для удержания машины на склоне, и рабочую, необходимую для снижения скорости движения машины и ее полной остановки с необходимой эффективностью.

     Тормозная система состоит из тормозного механизма  и его привода. По месту установки  различают тормоза колесные и  центральные (трансмиссионные).

     Рабочий тормоз. В рабочей тормозной системе грузовых автомобилей устанавливаются тормозные механизмы барабанного типа.

     Тормозные механизмы рабочей тормозной системы размещают в колесах. Поэтому их называют колесными тормозами.

     Пневматический  колесный тормоз (ЗИЛ-533100) выполнен в  виде барабана, закрепленного на ступице  колеса и вращающегося вместе с ним. Колесный тормоз включает в себя диск, неподвижно установленный на фланце корпуса ведущего моста. На диске  смонтированы эксцентриковые оси, на которые  помещены концы колодок. Другие концы  колодок опираются на разжимной  кулак, вал которого поворачивается во втулках, запрессованных в кронштейне, прикрепленном к диску. На шлицевом конце вала  разжимного кулака расположен регулировочный рычаг, соединенный штоком с диафрагмой тормозной камеры. Последняя жестко связна с диском через кронштейны.

     Необходимый зазор между колодками и барабаном обеспечивается эксцентриковыми осями, которые удерживаются гайками от проворачивания, и регулировочным устройством, смонтированным в рычаге.

     Регулировочное  устройство состоит из червяка и  шестерни. При поворачивании червяка за карданную головку, шестерня перемещается вместе с разжимным кулаком, в результате меняется зазор между колодками и барабаном. От самопроизвольного проворачивания червяк удерживается фиксатором.

     Стояночный  тормоз. В стояночных тормозах используют тормозные механизмы.

     Неподвижный диск закреплен на корпусе коробки  передач. На диске симметрично установлены две тормозные колодки, которые размещены внутри барабана. Тормозной барабан закреплен на ведомом (вторичном) валу коробки передач.

     К тормозным колодкам снаружи прикреплены  фрикционные накладки. нижние концы колодок через пальцы опираются на коническую головку регулировочного винта. Верхняя часть колодок опирается на толкатели разжимного устройства, которое состоит из стержня и двух шариков. Стержень соединен через приводной рычаг и тягу с рычагом центрального (стояночного) тормоза.

     Для затормаживания автомобиля рычаг тормоза  рукой перемещают назад. В это  время нижний конец рычага, перемещаясь  вперед, через тягу и приводной  рычаг действует на разжимной  стержень с шариками. Под воздействием шариков и толкателей верхние концы колодок раздвигаются и их фрикционные накладки прижимаются к тормозному барабану, который затормаживается и препятствует вращению соединенного с ним карданного вала трансмиссии.

     В заторможенном положении рычаг  тормоза фиксируется на секторе  защелкой. Чтобы выключить стояночный тормоз, необходимо освободить защелку, нажав на кнопку, и переместить рычаг тормоза вперед. При этом стержень тоже переместится вместе с шариками вперед и освободит толкатели. Под действием стяжных пружин колодки отойдут в исходное положение. Необходимый зазор между фрикционными накладками колодок и барабаном устанавливают регулировочным винтом.

     Привод  тормозов предназначен для управления тормозными механизмами при торможении. По принципу действия приводы разделяют  на механические, пневматические и гидравлические.

     Механический  привод используют на стояночных тормозах, которыми оборудованы все автомобили.

 

      3. ТЕХНИЧЕСКОЙ ОБСЛУЖИВАНИЕ ТОРМОЗНОЙ  СИСТЕМЫ. 

     3.1 Общие сведения о ТО.

     Техническое обслуживание является профилактическим мероприятием; проводится принудительно в плановом порядке после определенного пробега автомобиля; служит для поддержания автомобиля в состоянии, пригодном для эксплуатации, сохранения его внешнего вида, уменьшения изнашивания деталей, предупреждения неисправностей, а также выявления возникших неисправностей и их своевременного устранения.

     Техническое обслуживания автомобиля по периодичности, перечню выполняемых операций делится на следующие виды: ежедневное обслуживание (ЕО), первое техническое обслуживание (ТО-1), второе техническое обслуживание (ТО-2), сезонное обслуживание (СО). 

     3.2 ТО тормозной системы. 

 

      Табл. 3.1 Виды ТО тормозной системы.

Виды  ТО Выполняемые работы
ЕО Проверяют действие тормозной системы во время движения автомобиля, герметичность соединений в трубопроводах и узлах гидропривода и пневмопривода.
ТО-1 Проводят диагностические  работы на постах по оценки эффективности действия тормозов, свободного и рабочего хода педали тормоза и рычага стояночного тормоза. Проводят регулировочные и крепежные работы по всем узлам привода.
ТО-2 Проверяют состояние  тормозных механизмов колес при их полной разборке, заменяют изношенные детали, собирают и регулируют тормозные механизмы.
 

 

      4. РЕМОНТ ТОРМОЗНОЙ СИСТЕМЫ ЗИЛ. 

     4.1 Основные неисправности.

     Тормозные системы могут иметь следующие  основные неисправности: износ накладок и барабанов, поломка возвратных пружин и срыв тормозных накладок; ослабление стяжной пружины или ее поломка; заедание осей тормозных колодок. указанные неисправности невозможно устранить ни регулировкой, ни подтяжкой соответствующих соединений. Поэтому тормозные устройства снимают с автомобиля и разбирают.  Основные неисправности тормозной системы и способы их устранения.

     Таблица 4.1

Признак неисправности Основные возможные  причины Способы устранения
1 2 3
Не  заполняются воздушные баллоны, срабатывает предохранительный клапан. Слышен характерный звук выброса сжатого воздуха. Неплотное прилегание шарика к седлу из-за попадания соринки или поломки пружины. Разобрать клапан, прочистить, неисправные детали заменить и отрегулировать.
Медленно  заполняются воздушные баллоны. Нарушена герметичность пневматического привода. Найти места  утечки и заменить или подтянуть арматуру или аппарат.
Плохо натянут ремень привода. Проверить и  при необходимости подтянуть.
Неисправен  компрессор. Заменить.
Давление  в воздушных баллонах ненормально (выше или ниже). Регулятор давления отключает компрессор. Регулятор давления разрегулирован. Проверить на стенде и отрегулировать.
Неисправен  манометр. Проверить и  при необходимости заменить.
Плохая  эффективность тормозов при нажатии  педаль тормоза. Утечка воздуха  из пневматического привода тормозов. Найти места  утечки и заменить или подтянуть арматуру или аппарат.
Неисправен  или разрегулирован тормозной кран. Заменить или  проверить и отрегулировать на стенде.
Изношены  тормозные накладки колодок или  разрегулированы тормоза. Изношенные  колодки заменить. Произвести полную или частичную регулировку.

 

1 2 3
«Прихватывание» (заедание) тормозов (медленное или неполное освобождение тормозов). Стяжные пружины  колодок ослабли или поломаны. Заменить.
Вал разжимного кулака заедает. Разобрать колесный тормоз, промыть детали неэтилированным бензином и смазать.
Автомобиль  откланяется в сторону при  торможении. Неправильное  давление в шинах. Скорректировать давление согласно инструкции.
Изношены  тормозные накладки колодок на одной стороне. Проверить и  заменить все колодки комплектом.
Неправильно произведена регулировка тормозов. Ходы штоков тормозных камер одной оси (правых и левых) не одинаковы. Произвести  замер хода штоков тормозных камер, и если разные, то произвести частичную  регулировку тормозов.
Тормозные барабаны после непродолжительной поездки сильно нагреваются. Между колодками  и тормозными барабанами маленький зазор. Проверить и  при необходимости отрегулировать.
Визг  или дрожь при пользовании тормозами. Тормозные колодки  изношены или изогнуты. Заменить.
 

 

      4.2 Разборка тормозной системы.

     Разборку  колесного тормоза начинают со снятия тормозного барабана. Затем снимают  стяжную пружину и тормозные  колодки. Перед разборкой узлы и агрегаты тщательно промывают теплой водой со специальным моющим средством и немедленно сушат струей сжатого воздуха.

 

      Разборка колесных тормозных механизмов ЗИЛ.

     Таблица 4.2

Последовательность  операций Инструмент,

приспособление

1 2
Разборка  тормозного механизма.
1. Снять  ступицу колеса вместе с тормозным  барабаном. Коловорот, ключ торцовый 12 мм.
2. Снять  стягивающую пружину с тормозных  колодок, две чеки, накладку осей  колодок и колодки. Крючок для  снятия и установки пружины, щипцы для снятия чеки пальцев.
3. Отвернуть  гайки крепления эксцентриковых  осей тормозных колодок и снять пружинные шайбы. Ключ гаечный 30 мм.
4. Выпрессовать  две эксцентриковые оси тормозных  колодок. Молоток, выколотка.
5. Расшплинтовать палец крепления вилки штока тормозной камеры к регулировочному рычагу и снять палец. Пассатижи, шплинтодер, молоток.
6. Снять с поворотного вала разжимного кулака шплинт, шайбу, регулировочный рычаг разжимного кулака и регулировочные шайбы. Вручную.
7. Снять  поворотный вал разжимного кулака  с опорной шайбой. Вручную.
8. В  такой же последовательности (пп. 1 – 7) разобрать тормозные механизмы других колес.  
Разборка  регулировочного рычага.
1. Вывернуть пробку из корпуса рычага. Ключ гаечный 11 мм.
2. Вывернуть  пробку фиксатора, снять пружину и шарик фиксатора. Отвертка.
3. Срубить  головки пяти заклепок крепления  крышек регулировочного рычага, выбить заклепки и снять две крышки. Зубило, молоток, бородок.

stud24.ru