РемБат. Зил трм


РемБат: ТРМ-80

Шасси Трехосный автомобиль ЗИЛ-131 с лебедкой и коробкой отбора мощности КОМ-1
Кузов КМ-131, переработанный для подвижных танкоремонтных мастерских
Габаритные размеры мастерской в походном положении, мм:
    длина 7470
    ширина 2570
    высота 3100
    Масса (при полной заправке, без экипажа), кг 10200
Внутренние размеры кузова, мм:
    длина 4000
    ширина 2250
    высота 1800
    Внутренний объем кузова, м3 15,5
Вписываемость в железнодорожный габарит Вписывается в га­барит 02-Т
Питание электроэнергией:
    силового оборудования От электросварочно-силовой установки или от постороннего источника электроэнергии
    освещение От электросварочно-силовой установки мастерской или от постороннего источника электроэнергии через понижающий трансформатор ОСО-0,25 кВт
    дежурного освещения От аккумуляторных батарей кузова
Углы проходимости (въезда) мастерской, град
    передний 36
    задний 40
Наибольшая преодолеваемая глубина брода с твердым дном, м 1,4
Максимальная скорость движения по шоссе, км/ч 80
Зяпас хода по шоссе, км 650—750
Средний расход топлива на 100 км по шоссе, л 50
Максимальная мощность двигателя при 3200 об/мин, л.с 150
Вместимость топливных баков, л 340
Мощность силового генератора ЕС-52-4У2 при напряжении 230 В, кВт 5
Сварочный генератор ГД-304:
    напряжение холостого хода на крутопадающих характеристиках, В 75—80
    пределы регулирования сварочного тока, А 15-300
Преобразователь ИЭ-9401:
    Напряжение, В 36
    частота, Гц 200
    мощность (отдаваемая), кВ-А 4
    мощность (потребляемая), кВт 5,8
Машина ручная шлифовальная электрическая ИЭ-2004:
    диаметр шлифовального круга, мм 150
    напряжение, В 36
    частота, Гц 200
Машина ручная сверлильная электрическая ИЭ-1021:
    напряжение, В 36
    частота, Гц 200
    диаметр сверления максимальный, мм 14
Устройство для подзарядки аккумуляторных батарей ремонтируемого объекта Сварочный генератор ГД-304 на жестких характеристиках
    напряжение заряда, В  28—32
    способ регулировки величины зарядного на­пряжения Ручной, реостатом
    изменение величины зарядного тока, А До 120
Выпрямитель Полупроводниковый
    напряжение питания, В 380/220
    максимальный ток нагрузки, А 25
    напряжение холостого хода, В 29,5
    напряжение при максимальном токе нагрузки, В. Не менее 24
Радиостанция Р-123М
Переговорное устройство Р-124
Кран-стрела:
    грузоподъемность, кгс 1500
    вылет крюка, мм 2400
    высота подъема крюка, мм 3500

rem-battalion.ru

БТР-80 / ГАЗ-5903. Характеристики, описание, фото, видео..

ЗИЛ-131 РСЗО "Град-1"

Фото: РСЗО "Град-1" на базе ЗиЛ-131. Подборка-8Фото: РСЗО "Град-1" на базе ЗиЛ-131. Подборка-7Фото: АРС-14 на базе ЗИЛ-131. Подборка-6Фото: ТРМ-90 на шасси ЗИЛ-131. Подборка-5Фото: ЗИЛ-131. Подборка-3Фото: БМ-13НММ / 2Б7Р / "Катюша" на шасси ЗИЛ-131. Подборка-4Фото: АПА-50М на базе ЗИЛ-131. Подборка-2Фото: ЗИЛ-131. Подборка-1

ЗиЛ-131-советский грузовик повышенной проходимости выпускавшегося с 1966 по 2002 год. Выпуска грузовика был налажен на Московском Заводе имени Лихачева ЗиЛ. Грузовик должен был прийти на смену грузовику ЗиЛ-157.  Грузовик предназначен для перевозки грузов и буксировки прицепов/орудий по шоссейным и грунтовым дорогом, а также бездорожью. Имеет грузовое отделение приспособлено для перевозки людей в деревянном кузове со складными скамейками вдоль бортов. Основным эксплуатантом грузовика стала армия и промышленные предприятия Советского Союза. Поставлялся на экспорт в дружественные страны Советского Союза.

История создания

История производства грузовика началась в 1956 году, когда конструкторы ЗиЛа представили партийным чиновникам опытный образец ЗиЛ-131 созданный на базе ЗиЛ-132. Параллельно с ЗИЛ-131 разрабатывался грузовик ЗиЛ-130. Грузовик успешно прошел испытания на автомобильных полигонах и различные климатические тесты. В 1961 году грузовик планировалось запустить в массовое производство, но из-за различных бюрократических проблем производство задержалась на пять лет. За время задержки грузовик продолжался совершенствоваться, о чем говорит первая модернизации машины спустя 20 лет производства. Во время проектирования ближайшим конкурентом ЗиЛ-131 был ЗиЛ-132 с колесной формулой 6х6 имевший равноудаленные мосты с более широкими колесами. Тактик-технические характеристики ЗиЛ-132 были выше, чем у ЗиЛ-131, но ЗИЛ-131 был дешевле и проще в производстве. Хоть и ЗИЛ-131 должен был заменит ЗИЛ-157 (года производства 1958-1994) им было суждено производиться вместе в одних и тех же цехах московского завода ЗИЛ на протяжении 25 лет. Производство ЗИЛ-131Н продолжалось до 1994 на московском заводе ЗИЛ (по некоторым данным до 1990 года), производство грузовика прекращено с началом производства ЗИЛ-4334. Производство грузовика было продолжено в Новоуральске на автомобильном заводе АМУР до 2010 года, с 2003 года была начато производство грузовика АМУР-531350, грузовик представлял копию ЗИЛ-131, но с дизельным двигателем. Производство ЗИЛ-131 было полностью завершено на заводе АМУР в 2011 после его банкротства. Шасси грузовика стала платформой для создания множества фургонов и специальной техники для военных и гражданских нужд. В 1974 машина была удостоена Государственного знака качества.

Ранний ЗИЛ-131 с кабиной от ЗИЛ-130

На грузовом шасси ЗИЛ-131 можно встретить автокраны, военные КУНГи (командные, радиостанции, мобильные мастерские и т.д.), машины для обслуживания аэродромов и самолетов, пожарные машины, военные грузовики для перевозки личного состава, РСЗО "Град-1" и "Катюша" и т.д. КУНГи военных ЗИЛ-131 оборудовались фильтровентиляционной установкой ФВУА-100Н-12, способная очищать воздух от радиоактивной пыли и газовых отравляющих веществ, при этом создается избыточное давление, которое не позволяет проникать воздух с улицу в кузов через щели.За время производства было выпущено 998 429 грузовиков ЗИЛ-131 и его модификаций. С 1987 по 2007 год было произведено 52 349 грузовиков ЗИЛ-131Н. Максимальный объем производства грузовика пришёлся в 1980-ые годы, ежегодно завод выпускал с конвейера почти по 50 000 ЗИЛ-131 в год. Над производством грузовиков на заводе трудился штат из 120 000 сотрудников. Во время Афганской войны военные грузовики ЗИЛ-131 стали кустарно вооружать зенитными пушками ЗУ-23-2 или автоматическими миномётами "Василек", данный способ кустарной модернизации продолжали использовать во время двух Чеченских компаний и во время военного конфликта на Востоке Украины.

ЗИЛ-131 с зенитной установкой ЗУ-23-2

Конструкция

Конструкция ЗИЛ-131

1  — ведущий   фланец   цапфы   поворотного  кулака 2 — шинный  кран 3 — тормозной  барабан  переднего колеса 4 — переднее колесо с пневматической шиной переменного давления 5—продольная листовая рессора 6—педаль  сцепления 7 — продольная  рулевая  тяга 8 — рулевой  механизм 9 — передний буфер 10 — лебедка  барабанного  типа с  червячным  редуктором 11  —трубчатый  масляный  радиатор смазки  двигателя 12 — масляный радиатор гидроусилителя рулевого  управления 13 — бачок  насоса  гидроусилителя 14 —- радиатор  охлаждения двигателя 15 — маслоналивная   горловина  с  фильтром  вентиляции  картера  двигателя 16 — компрессор  пневматической системы привода  тормозов и  централизованной  подкачки  шин 17 — воздушный  фильтр 18 — двигатель 19 — педаль  ножного  тормоза 20 — рулевое  колесо 21  — рычаг  коробки  передач 22 — рычаг  переключения  передач раздаточной  коробки 23  — педаль  управления  дроссельной заслонкой  карбюратора 24  — рычаг  включения  лебедки 25 — рычаг  ручного  тормоза 26 — воздушный баллон для сжатого воздуха 27  — трубка  вентиляции  картера коробки  передач 28 — трубка  выпуска  воздуха  из  воздухораспределительного  клапана 29 — трубка  подвода  воздуха в  топливные баки 30 — задний  кронштейн  установки кабины  31  — электромагнитный  воздухораспределительный клапан для автоматического включения переднего ведущего  моста 32 — топливный бак 33 — карданный  вал  привода среднего ведущего  моста 34  — глушитель  шума  выпуска отработавших   газов 35  — труба  глушителя 36 — карданный  вал  привода  заднего моста 37  — верхняя  реактивная  штанга подвески  заднего  моста 38 — нижняя  реактивная штанга  подвески 39 — заднее  колесо 40 — розетка  для  переносной  лампы 41  — задний  буфер  рамы

ЗиЛ-131 представляет собой рамный грузовой автомобиль с колесной формулой 6х6. Все ТТХ создавались изначально под военные нужды, что подразумевает достаточно мощный мотор и крепкой рамой, возможность буксировки орудий и преодолевание водных препятствий в брод. Масса машины 6135 кг, грузоподъемность 5 тонн по шоссе и 3,5 тонны по грунтовым дорогам. Машина пригодна для эксплуатации во всех условиях, включая тропические, в любое время года при температуре от -40 до +55 градусов Цельсия. Машина оснащена 5 ступенчатой коробкой передачи с возможностью выбора понижающей передачи (1-ая передача используется при большой загруженности или подъеме в гору), передний привод можно отключать с помощи коробки передачи или электропневматическим приводом с помощи тумблера из кабины авто. Кабина авто представляет из себя цельнометаллический кузов в котором размещается водитель и два пассажира на отдельном двойном диване, под которым располагается небольшой багажник. Первые кабины для ЗИЛ-131 использовались от ЗИЛ-130, были заменены по просьбе военных. И наоборот  Кабина термоизолирована, для отопления салона используется печка, использующая систему охлаждения двигателя. Панорамное лобовое стекло из двух частей обеспечивает хорошую обзорность водителю и пассажирам. Механические дверные стеклоподъемники и форточки служат для вентиляции автомобиля. Машина оборудована предпусковым подогревателем Т-100, который подогревает двигатель для старта в течении 2 минут при минус 30 градусах. Для фильтрации используется масленый фильтр. Так как машина должна преодолевать броды все электрическое оборудование имеет герметизацию, как и многие другие агрегаты. Система газоотвода и глушители изготавливаются из чугунных металлов для увеличения ресурса, когда система оказывается в воде во время преодоления водного препятствия.

Машина обладает отличными характеристиками для езды по бездорожью за счет полного привода 6х6 с возможностью регулировки давления на грунт с помощи централизованной подкачки шин из кабины машины прямо во время движения. Централизованная подкачка шин повышает живучесть машины во время прокола/прострела колеса, подкачивая повреждённое колеса пока машина не доберётся до безопасного места или автомастерской. Многие машины оборудовались механической лебедкой (длина троса 50 метров) с отбором мощности от коробки передачи, что делало лебедку не «убиваемой» при полном погружении в грязь и воду. Мосты установленным на полуэллиптические рессоры с реактивными штангами. Тормоза-барабанные, пневматические.Как правило на ЗИЛ-131 ставился карбюраторный 8-и цилиндровый V-образный двигатель объемом 6,28 литра. Мощность двигателя составляет 150 л.с., «пожирает» бензин А-76 из двух баков по 170 литров. Расход топлива по шоссе составляет 35 литров на 100 км и 60-70 литров при езде по пересеченной местности. Расход топлива при максимальной загрузке по бездорожью достигает 100 литров на 100 км. Запас хода 600-630 км. Двигатель обеспечивает максимальную скорость 85 км/час, крейсерскую скорость 50-60 км/час.

Бронеавтомобиль "Колун" на базе ЗИЛ-131

Основные модификации:

 

  • ЗИЛ-131А-автомобиль имеет упрощенную сборку, посредством замены герметичных-экранированных электроприборов простыми приборами. Стали выпускать в январе 1971. Появления данной модели связано с тем, что автомобиль перестал быть сугубо военным и его унифицировали для гражданских задач.
  • ЗИЛ-131Н-модернезированный вариант грузовика выпускался с 1986 года. Модернизированный вариант ЗИЛ-131 стали выпускать с дизельными двигателями ЗИЛ-131Н1 (Д-245.20-105л.с.) и ЗИЛ-131Н2 (ЗИЛ-0550, 132-л.с.), новый карбюраторный двигатель отличался более высокой степенью сжатия и возможности использовать в качестве топлива бензин марки А-76 и АИ-93. Ресурс двигателя ЗИЛ-5081 увеличен до 250 00 км
  • ЗИЛ-131В-сиделный тягач имел сцепное устройство для транспортировки прицепов. Сидельный тягач послужил базой при создании автопоезда ЗИЛ-137 с колесной формулой 10х10
  • ЗИЛ-131НС-севреный вариант, предназначен для работы в условиях Крайнего Сервера при температуре до -60
  • ЗИЛ-131Д-самосвал, не получил распространения, производство было свернуто
  • ЗИЛ-131Х-вариант грузовика адаптированный для использования в тропических и пустынных климатах
  • ЗИЛ-131-137Б автопоезд с колесной формулой 10х10. Шасси часто использовалась при создании аэродромных пожарных машин, пусковых ракетных установок

Заключение

Грузовик по праву вошел в историю советского. Грузовики ЗИЛ-131 еще долго будут ездить по дорогам стран бывшего СССР и дружественных стран. Даже спустя несколько десятков лет бывшие водители с уважением отзываются о машине за ее качество, надежность и простоту обслуживания. Даже в мороз -30…-50 водители умудряются его заводить без проблем предварительно налив в карбюратор бензин и прогрев картер двигателям паяльной лампой. Отличная проходимость обеспечивается полным приводом 6х6 с возможностью регулировки давления в шинах. Машина имеет «спартанский» набор комфорта для водителей состоящий из ручных стеклоподъёмников и печки способной протопить салон машины до состояния «бани». Машина не рассчитана на дальние поездки из-за прожорливости и крейсерской скорости 50-60 км/час. Среда обитания грузовика-лесные дороги поля. 131-ый ЗИЛ еще долго будет служить в пожарной охране и выполнять боевые задачи в армии.

Пожарная машина на базе ЗИЛ-131

Характеристики ЗИЛ-131
 Колесная формула  6х6
 Тип подвески  рессорная
 Двигатель  ЗИЛ-131, карбюраторный, 8-целендровый, V-образный
 Объем двигателя  6 литров
 Мощность   150 л.с.
 Топливо АИ-72 и АИ-76
 Объем бака   2х170
 КПП  пятиступенчатая
 Габариты  Длина 7040 мм, высота 2480 (без тента) и 2970 мм с тентом, щирина 2500 мм
 Колея  1820 мм
 Клиренс  330 мм
 Базовая масса  6135 кг без лебедки и 6235 с лебедкой
 Снаряженная масса  10185 кг
 Грузоподъемность  5000 кг по шоссе и 3500 по пересеченной местности
 Масса буксируемого прицепа  6500 кг по шоссе и 4000 по пересеченной местности
 Экипаж  1 водитель+2 пассажира
 Скорость  максимальная 85 км/час, крейсерская 50-60 км/час
 Запас хода  600-630 км по шоссе
 Расход топлива   35 литров на 100 км по шоссе, 60-70 по пересеченной местности
 Преодолеваемое препятствие  подъем-30 гр., 1400 брод
 Броня  нет
 Вооружение  нет

 Размеры ЗИЛ-131

Автопоезд ЗИЛ-137 на базе ЗИЛ-131

ЗИЛ-131 с зенитной установкой ЗУ-23-2 в Сирии

warbook.info

История завода

  • История завода официально началась 25 июля 1929 года. Так, 87 лет назад на базе ремонтной мастерской совхоза «Птичное» (Наро-Фоминский район) было создано предприятие по производству сельскохозяйственного оборудования. Позднее организация была отделена от совхоза и в 1932 году передана в управление Всесоюзного института электрификации сельского хозяйства (ВИЭСХ).

     

                  Рабочие завода на фоне инкубатора, начало 1920-x                 

 

                Рабочие завода на фоне инкубатора, начало 1930-х      Один из первых цехов завода, 1930-е

 

  • Новая специализация была обретена в 1933 году. По решению ЦК РКИ Наркомзема СССР организация вошла в состав Треста ремонтных предприятий и получила название «Красно-Пахорский ремонтный завод». В то же время произошёл переход к производству подвижных ремонтных средств для различных видов техники. С 1935 года завод трудился на благо Советской армии и выполнял специальные заказы для управлений РККА (ВВС, Артиллерийского, Санитарного, Картографического). С 1937 года осуществляется выпуск мастерских для ремонта бронетанковой техники типа «А».
  • Нельзя не отметить роль завода в обороноспособности Советской армии на фронтах Великой Отечественной войны. В военный период предприятием было изготовлено 5748 подвижных ремонтных мастерских на базе автомобильной техники. За вклад в борьбу с гитлеровскими захватчиками более двухсот работников были награждены соответствующими орденами и медалями. В 1941 – 1942 гг. предприятие передано в ведение Главного автобронетанкового управления Красной Армии МО СССР и переименовано в «Автобронетанковый ремонтный завод №90», с того времени оно официально подчинено вооруженным силам.

 

                    

                 Ремонт танка Т-34-76 в полевых условиях, Белорусский фронт. Июнь 1944 года

 

  • В послевоенное время спектр производимого оборудования и техники регулярно расширялся. В период с 1946 по 1980 гг. начался выпуск мастерских типа ТРМ-А-49, ТРМ-Б-49, электрогазосварочных мастерских, подвижных станций для зарядки и ремонта аккумуляторов, мастерских по ремонту оптики. Одна из основных задач предприятия – испытание усовершенствованных типов мастерских для обслуживания бронетанковой и автомобильной техники (на базе шасси ЗИЛ-157 и ЗИЛ-131). В 80-е годы «90 экспериментальный завод» освоил производство комплектов командно-штабных машин на базе шасси УРАЛ-37  

 

                           

                                               Танкоремонтная мастерская ТРМ-Б-49

 

  • Благодаря профессионализму и трудовой дисциплине персонала завод внес существенный вклад в техническое оснащение отечественных войск. Подвижные ремонтные мастерские стали незаменимой опорой в эксплуатации автобронетанковой техники СССР и России. Деятельность предприятия по достоинству была оценена зарубежными партнёрами: с 1970 по 2000 гг. «Бронетанковый ремонтный завод № 90» экспортировал продукцию в более чем 30 стран мира.
  • В 1990-е и 2000-е годы предприятие (с 2001 года – ФГУП «90 экспериментальный завод») продолжило активную производственно-испытательную деятельность: разрабатывались мастерские для ремонта и обслуживания последнего поколения (КМ-4320М, ТРМ-95У, МЭС-95 на шасси автомобиля УРАЛ-43203, а также ТРМ-80, МТО-80, ТРМ-90У, МЭС на шасси автомобилей ЗИЛ-433422 и ЗИЛ-131). В эксплуатацию введены участки технического обслуживания в универсальных кузовах-фургонах КМ-131К и КМ-4320К без шасси.

                

                                                                          Мастерская ТРМ-80

 

  • С 2007 года предприятие выведено из состава Министерства обороны и реорганизовано в АО. Сейчас «90 экспериментальный завод», расположенный в поселке Птичное уже почти 90 лет, можно считать «ветераном» отечественной военной промышленности. Организация находится в стадии активной модернизации: современная политика его руководства сочетает в себе традиции стабильно качественного производства и прогрессивные экономические решения. В перспективе у завода - «долгожителя» – очередная веха промышленной истории, разработка и испытание новых видов техники, а также расширение сферы предлагаемых услуг.
  • Литература:
  • Усов М. История одного оборонного предприятия // Техника и вооружение. – М.: РОО «Техинком», 2005. – Вып. 6, 7;
  • Оружие и технологии России. Энциклопедия XXI век. – М.: Изд. Дом «Оружие и технологии», 2003. – Т. VII. – С. 686.

www.90zavod.ru


Смотрите также