: -130. Зил вода


Система охлаждения ЗИЛ-130

Строительные машины и оборудование, справочник

Категория:

   Автомобили ЗИЛ

Система охлаждения ЗИЛ-130

Система охлаждения двигателя — жидкостная, закрытая, с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости.

Водяной насос — центробежный, установлен на переднем торце блока цилиндров.

Перед заправкой смазочным материалом полостей подшипников водяного насоса нужно предварительно отвернуть пробку, закрывающую контрольное отверстие. Заправку надо проводить до появления свежего смазочного материала из контрольного отверстия, после чего резьбовую пробку следует установить на место.

Привод вентилятора и водяного насоса осуществляется от шкива коленчатого вала двумя ремнями. При этом передний ремень охватывает шкив генератора, а второй ремень охватывает шкив насоса гидроусилителя рулевого управления.

Регулирование натяжения ремней проводится перемещением генератора и насоса гидроусилителя рулевого управления. При нормальном натяжении прогиб каждого ремня между шкивом вентилятора и натяжным шкивом под действием усилия 40 Н (4 кгс) должен быть в пределах 8—14 мм. От шкива вентилятора приводится в действие компрессор.

Радиатор — трубчато-ленточный (змейковый), трехрядный. Пробка наливной горловины радиатора герметичная с двумя клапанами: впускным (воздушным) и выпускным (паровым). Выпускной клапан, нагруженный пружиной, поддерживает в системе охлаждения давление 100 кПа (1 кгс/см2). При таком давлении температура кипения охлаждающей жидкости повышается примерно до 119 °С, что уменьшает ее выкипание.

Если резиновые шайбы клапанов пробки радиатора отсутствуют или разрушены, то герметичность системы охлаждения нарушается, и жидкость в этом случае закипает при 100 °С.

Впускной клапан, нагруженный более слабой пружиной, препятствует созданию в системе большого разрежения при остывании двигателя и предохраняет детали радиатора от повреждения. Впускной клапан открывается и сообщает полость радиатора с атмосферой при уменьшении давления на 1—13 кПа (0,01—0,13 кгс/см2). Температура охлаждающей жидкости в системе охлаждения контролируется указателем, установленным на щитке приборов. При достижении охлаждающей жидкостью температуры 115 °С на щитке приборов в кабине водителя загорается контрольная лампа аварийного перегрева охлаждающей жидкости.

При перегреве жидкости в системе охлаждения открывать пробку Радиатора следует осторожно, так как при этом возможно выбрасывание горячей воды из горловины.

Жалюзи радиатора — створчатые, управляются из кабины водителя.

Термостат с твердым наполнителем помещен между вер хним и нижним патрубками водяной рубашки. Термостат служит для ускорения прогрева холодного двигателя и предохранения его от переохлаждения.

Рис. 0. Схема системы охлаждения двигателя: 1 — радиатор: 2 — водяной насос; 3 — компрессор; 4 — перепускной шланг (байпас): 5 — термостат: б — кран ото-пителя; 7 — подводящая трубка: 8 — отводящая трубка; 9 — радиатор ото-пителя; 10 — датчик указателя температуры охлаждающей жидкости; 11 — дозирующая вставка; 12— сливной кран: 13 — рукоятка сливного крана; 14 — сливной кран патрубка радиатора

Рис. 1. Водяной насос

В радиатор необходимо заливать охлаждающую жидкость до нижнего торца его горловины. После пуска двигателя и работы его на режиме холостого хода около минуты нужно проверить уровень жидкости в радиаторе и при необходимости долить ее. В сильные морозы надо утеплять радиатор и внимательно следить за температурой охлаждающей жидкости. При работе непрогретого двигателя интенсивно изнашиваются поршневые кольца и цилиндры.

Для повышения надежности работы системы охлаждения и предохранения ее от замерзания во время сильных морозов рекомендуется применять специальную жидкость, не замерзающую при низкой температуре (антифриз). Охлаждающая жидкость ядовита, и поэтому необходимо соблюдать меры предосторожности при обращении с ней. Попадание даже небольшого количества этой жидкости в организм человека может вызвать тяжелое отравление.

При заливке охлаждающей жидкости надо следить, чтобы в системе охлаждения не образовалась воздушная пробка, мешающая заполнению системы. Во избежание этого нужно открыть сливной кран Радиатора. Закрывать кран следует только после того, как из него начнет вытекать жидкость.

Охлаждающую жидкость из системы охлаждения надо сливать через три крана: кран патрубка радиатора и два крана рубашки блока Цилиндров (при наличии подогревателя также через три крана: кран патрубка радиатора и два крана пускового подогревателя). Зимой после слива жидкости из системы необходимо закрывать кран отопителя кабины и открывать его снова только после пуска и прогрева двига-

Рукоятки управления кранов для слива охлаждающей жидкости выведены через первую поперечину рамы под буфер (рис. 4). Для слива жидкости из системы охлаждения надо повернуть на несколько оборотов рукоятку привода крана. Завертывать краны необходимо очень плотно. Кран котла подогревателя расположен непосредственно на котле.

После полного слива жидкости перед стоянкой автомобиля краны следует оставить открытыми. Если краны замерзнут в открытом положении, закрывать их надо после заливки жидкости при прогреве двигателя, когда из кранов потечет жидкость

При пуске двигателя в зимнее время необходимо внимательно следить за тепловым режимом работы двигателя Если двигатель холодный, то клапан термостата будет препятствовать поступлению охлаждающей жидкости в радиатор, пока она не прогреется в рубашке блока цилиндров; в этот период возникает опасность замерзания жидкости в радиаторе. Тем не менее удалять термостат из системы охлаждения двигателя ни при каких условиях эксплуатации автомобиля не рекомендуется.

Заливать холодную жидкость в горячий двигатель нельзя, так как это может привести к образованию трещин в рубашке блока, Следует периодически проверяуь состояние клапанов пробки радиатора, следить за состоянием всех уплотнений, не допуская течи жидкости.

Рис. 2. Схема проверки натяжения приводных ремней: 1 — шкив коленчатого вала; 2 — шкив генератора; 3 — шкив компрессора; 4 — шкив водяного насоса; 5 — шкив насоса гидроусилителя рулевого привода

Рис. 3. Схема работы термостата: а —термостат в закрытом положении; б — термостат в открытом положении; 1 — баллоя термостата; 2 — активная масса (церезин); 3 — мембрана; 4 — направляющая втулка; 5 — шток; в — возвратная пружина; 7 — заслбнка термостата; S — патрубок; 9 — коромысло за. слонки; 10 — корпус термостата} 11 — буфер; 12 —обойма; 13 — патрубок впускного трубопровода

Запрещается пуск и кратковременная работа двигателя после слива охлаждающей жидкости для удаления ее остатка из системы, так как это может привести к разрушению уплотнительных резиновых колец гильз цилиндров, выпадению седел клапанов, прогоранию прокладки головки блока и короблению головки.

В летнее время необходимо следить за состоянием воздушных каналов сердцевины радиатора системы охлаждения и обязательно прочищать их при значительной засоренности. Систему охлаждения необходимо промывать первый раз после обкатки автомобиля (1000 км пробега), и далее два раза в год — весной и осенью.

Двигатель и радиатор надо промывать водой раздельно. Сначала следует промыть двигатель, а затем радиатор в направлении, обратном Циркуляции воды в двигателе. С блока цилиндров надо снять патрубок вместе с термостатом, вывернуть из блока сливные краны (по одному с каждой стороны блока), открыть сливной кран патрубка радиатора, Затем воду под сильным напором нужно направить из шланга в отверстие патрубка термостата. Промывать систему следует до тех пор, пока из отверстий для сливных кранов не потечет чистая вода. Сливные кРаны необходимо прочистить и промыть каждый отдельно, проверить их исправность и установить на место.

Для промывки радиатора (после обкатки автомобиля радиатор можно не промывать) воду под напором направляют в его нижний патрубок так, чтобы она выливалась через верхний патрубок (предварительно на патрубок нужно надеть шланг для отвода воды), при этом пробка радиатора должна быть закрыта. Когда сливаемая вода станет чистой, надо установить шланги, соединяющие блок цилиндров двигателя с радиатором.

Качество воды, применяемой для охлаждения двигателя, влияет на его работоспособность и долговечность. Если для охлаждения двигателя применяют чистую мягкую воду, то система охлаждения работает безотказно до капитального ремонта двигателя, при этом не требуется удалять накипь.

Накипь обладает очень плохой теплопроводностью, поэтому при наличии даже незначительного слоя накипи на внутренних поверхностях системы охлаждения отвод теплоты резко ухудшается. Накипь опасна еще и тем, что, отслаиваясь, она может засорить проходные отверстия сливных кранов, мешая сливу, зимой это приводит к замерзанию охлаждающей жидкости в рубашке блока и разрушению блока цилиндров.

Если в источнике водоснабжения вода жесткая, то воду перед заливкой в систему охлаждения двигателя необходимо смягчить (удалить соли кальция и магния) одним из следующих способов.

Первый способ — кипячение воды в течение 30—40 мин. Котлы для кипячения воды могут быть самой различной конструкции. Часть солей оседает на стенках котла, а часть собирается в шламоотстойнике, установленном на пути движения горячей воды.

Второй способ — добавление к воде технического трилона. Три-лон — порошок белого цвета, не ядовит, легко растворяется в воде, не вызывает вспенивания ее при нагреве и кипячении. Излишнее количество трилона не оказывает вредного влияния на детали системы охлаждения.

Третий способ — химический. При этом способе смягчения воды требуются специальные очистные установки. Смягчают воду с помощью натрийкатионитных фильтров. Такие фильтры различных размеров и пропускной способности выпускает промышленность.

В случае отложения накипи, а также при обнаружении в воде значительного количества продуктов коррозии систему охлаждения надо промыть следующим образом. Залить воду, в 1 л которой предварительно растворяют 20 г технического трилона. После одного дня работы автомобиля (не менее 6—7 ч) этот раствор слить и залить свежий, менять раствор в течение 4—5 дней. После окончания промывки систему охлаждения залить водой, содержащей в 1 л 2 г трилона.

Рис. 4. Схема дистанционного управления сливными кранами: 1 — сливные краны; 2 — рукоятки привода сливных кранов; 3 — рукоятка привода сливного крана патрубка радиатора; 4 — сливной кран патрубка радиатора

Читать далее: Пусковой подогреватель двигателя ЗИЛ-130

Категория: - Автомобили ЗИЛ

Главная → Справочник → Статьи → Форум

stroy-technics.ru

Зил 130 - Система охлаждения

Система охлаждения двигателя ( рис. 28) жидкостная, закрытая, с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости.

Водяной насос ( рис. 29) центробежный, установлен на переднем торце блока цилиндров.

Для заправки смазкой полостей подшипников водяного насоса нужно отвернуть пробку 2, закрывающую контрольное отверстие. Заправку надо производить до появления свежей смазки из контрольного отверстия, после чего резьбовую пробку следует установить на место.

Привод вентилятора водяного насоса осуществляется от шкива коленчатого вала двумя ремнями. При этом передний ремень также охватывает шкив генератора, а второй ремень охватывает шкив насоса гидроусилителя рулевого управления.

Натяжение приводных ремней ( рис. 30) производится переме­щением генератора и насоса гидроусилителя рулевого управления. При нормальном натяжении прогиб каждого ремня между шкивом вентилятора и натяжным шкивом под действием усилия 4 кгс (40 Н) должен быть в пределах 8-14 мм. От шкива вентилятора приводится в действие компрессор.

Радиатор трубчато-ленточный (змейковый), трехрядный. Пробка заливной горловины радиатора герметичная, с двумя клапанами: впускным (воздушным) и выпускным (паровым).

Выпускной клапан, нагруженный пружиной, поддерживает в системе охлаждения давление 1 кгс/см2 (100 кПа). При таком давлении температура кипения охлаждающей жидкости повышается примерно до 119 °С, что уменьшает ее выкипание.

Если резиновые шайбы клапанов пробки радиатора отсутствуют или разрушены, то работа системы охлаждения как закрытая прекращается, и жидкость в этом случае закипает при температуре 100 °С.

Впускной клапан, нагруженный более слабой пружиной, препятствует созданию в системе большого разрежения при остывании двигателя и предохраняет детали радиатора от повреждения.

Впускной клапан открывается и сообщает полость радиатора с атмосферой при падении давления на 0,01-0,13 кгс/см2 (1 -13 кПа). Температура охлаждающей жидкости в системе охлаждения контролируется указателем 4 ( рис. 4), установленным на щитке приборов.

При достижении охлаждающей жидкостью температуры 115°С на щитке приборов в кабине водителя загорается контрольная лампа 19 аварийного перегрева охлаждающей жидкости. При перегреве жидкости в системе охлаждения открывать пробку радиатора следует осторожно, во избежание выбрасывания горячей воды из горловины.

Жалюзи радиатора створчатые, управляются из кабины водителя. Чтобы закрыть жалюзи, надо потянуть ручку на себя. Жалюзи следует закрывать при прогреве двигателя.

Термостат ( рис. 31) с твердым наполнителем помещен между верхним и нижним патрубками водяной рубашки. Термостат служит для ускорения прогрева холодного двигателя и предохранения его от переохлаждения.

В радиатор необходимо заливать охлаждающую жидкость до нижнего торца его горловины. После пуска двигателя и работы его на холостом ходу около одной минуты нужно проверить уровень жидкости в радиаторе и, если нужно, долить ее. В сильные морозы необходимо укрывать радиатор, используя для этого теплый капот, и внимательно следить за указателем температуры охлаждающей жидкости. Работа непрогретого двигателя вызывает интенсивный износ поршневых колец и цилиндров.

Для повышения надежности работы системы охлаждения и предохранения ее от замерзания во время сильных морозов рекомендуется применять специальную жидкость, не замерзающую при низкой температуре (антифриз).

Охлаждающая жидкость ядовита, поэтому необходимо соблюдать меры предосторожности при обращении с ней. Попадание даже небольшого количеств; этой жидкости в организм человека может вызвать тяжелое отравление.

При заливании охлаждающей жидкости надо следить, чтобы в системе охлаждения не образовалась воздушная пробка, мешающая заполнению системы. Во избежание этого нужно открыть сливной кран радиатора. Зарывать кран следует только после появления из него жидкости

Охлаждающую жидкость из системы охлаждения надо сливать через три крана: кран патрубка радиатора и два крана рубашки блока цилиндров; при наличии подогревателя также через три крана: кран патрубка радиатора и два крана пускового подогревателя.

Зимой после слива жидкости из системы охлаждения необходимо закрыть кран отопителя кабины и открывать его снова только после пуска и прогрева двигателя.

Краны для слива охлаждающей жидкости снабжены дистанционным управлением (рис.32), рукоятки управления выведены через первую поперечину рамы под буфер. Для слива жидкости из системы охлаждения надо повернуть на несколько оборотов рукоятку привода крана. Завертывать краны необходимо очень плотно. Кран котла подогревателя дистанционного управления не имеет.

После полного слива жидкости краны следует оставить открытыми, если автомобиль установлен на стоянку. Если краны замерзнут в открытом положении, закрывать их надо после заливки жидкости при прогреве двигателя, когда из кранов потечет жидкость.

При пуске двигателя в зимнее время необходимо внимательно следить за тепловым режимом работы двигателя. Если двигатель холодный, то клапан термостата будет препятствовать поступлению охлаждающей жидкости в радиатор, пока она не прогреется в рубашке блока цилиндров; в этот период возникает опасность замерзания жидкости в радиаторе. Тем не менее удалять термостат из системы охлаждения двигателя ни при каких условиях эксплуатации автомобиля не рекомендуется.

Заливать холодную жидкость в горячий двигатель нельзя, так как могут образоваться трещины в рубашке блока. Следует периодически проверять состояние клапанов пробки радиатора, следить за состоянием всех уплотнений, не допуская течи жидкости.

Не допускается пуск и кратковременная работа двигателя после слива охлаждающей жидкости для удаления ее остатка из системы, так как это может привести к разрушению уплотнительных резиновых колец гильз цилиндров, выпадению седел клапанов, прогоранию прокладки головки блока и короблению алюминиевой головки.

В летнее время необходимо следить за состоянием воздушных каналов сердцевины радиатора системы охлаждения и обязательно прочищать их при значительной засоренности. Систему охлаждения необходимо промывать после обкатки автомобиля (1000 км пробега) и два раза в год: весной и осенью.

Двигатель и радиатор надо промывать водой раздельно. Сначала следует промыть двигатель, а затем радиатор в направлении, обратном циркуляции воды в двигателе. С блока цилиндров надо снять патрубок вместе с термостатом, вывернуть из блока сливные краны (по одному с каждой стороны блока), открыть сливной кран патрубка радиатора.

Затем воду нужно направить из шланга под сильным напором в отверстие патрубка термостата. Промывать систему надо до тех пор, пока из отверстий для сливных кранов не потечет совершенно чистая вода. Сливные краны следует прочистить и промыть отдельно каждый, проверить их исправность и установить на место.

Для промывки радиатора (после обкатки автомобиля радиатор можно не промывать) воду под напором направляют в его нижний патрубок с тем, чтобы она выливалась через верхний патрубок (предварительно на патрубок нужно надеть шланг для отвода воды), при этом пробка радиатора должна быть закрыта. Когда сливаемая вода станет совершенно чистой, надо установить шланги, соединяющие блок двигателя с радиатором.

Качество воды, применяемой для охлаждения двигателя, влияет на его работоспособность и долговечность. Если для охлаждения двигателя применяют чистую мягкую воду, то система охлаждения работает безотказно до капитального ремонта двигателя, при этом не требуется удалять накипь.

Накипь обладает очень плохой теплопроводностью, поэтому при наличии даже незначительного слоя накипи на внутренних поверхностях системы охлаждения отвод тепла резко ухудшается. Накипь опасна еще и тем, что, отслаиваясь, она может забить проходные отверстия сливных кранов, мешая сливу воды зимой, это приводит к замерзанию охлаждающей жидкости в рубашке блока цилиндров и к его разрушению.

Если в источнике водоснабжения вода жесткая, то воду перед применением в системе охлаждения двигателя необходимо смягчить (удалить соли кальция и магния) одним из следующих способов.

Первый способ - кипячение воды в течение 30-40 мин. Котлы для кипячения воды могут быть самой различной конструкции. Часть солей оседает на стенках котла, а часть собирается в шламоотстойнике, установленном на пути движения горячей воды.

Второй способ - прибавление к воде технического трилона Б (2 г на 1 л воды). Трилон - порошок белого цвета, неядовит, легко растворяется в воде, не вызывает вспенивания ее при нагреве и кипячении. Излишнее количество трилона не вредит деталям системы охлаждения.

Третий способ - химический. При этом способе смягчен ия воды требуются специальные очистительные установки. Смягчение производится с помощью натрийкатионитных фильтров.

В случае отложения накипи, а также при обнаружении в воде значительного количества продуктов коррозии систему охлаждения надо промыть следующим образом.

В систему охлаждения залить воду, в 1 л которой предварительно растворено 20 г технического трилона. После одного дня работы автомобиля (не менее 6-7 ч) отработанный раствор слить и залить свежий. Промывку производить в течение 4-5 дней.

После окончания промывки систему охлаждения залить водой, содержащей в 1 л 2 г трилона.

Иллюстрации к разделуРис. 28. Схема системы охлаждения

1 – радиатор; 2 - водяной насос; 3 - компрессор; 4 - перепускной шланг (байпас); 5 - термостат; 6 - кран отопителя; 7 - подводящая трубка; 8 - отводящая трубка; 3 - радиатор отопителя; 10 - датчик указателя температуры охлаждающей жидкости; 11 - дозирующая вставка; 12 - сливной кран; 13 - рукоятка сливного крана; 14 - сливной кран патрубка радиатора

Рис. 29. Водяной насос

1 — корпус подшипника; 2 — пробка; 3 —масленка; 4 — прокладка; 5 — корпус насоса; S — крыльчатка насоса; 7 — сальник; 8 — уплотнительная шайба; 9 — отражатель; 10, 12 — шари­коподшипники с уплотнением; 11 — распорная втулка; 13 — вал водяного насоса; 14 — сту­пица шкива вентилятора; 15 — вентилятор; 16 — шкив; 17 — ремень привода генератора; 18 — ремень привода насоса гидроусилителя; 19 — ремень привода компрессора

Рис. 30. Схема проверки натяжения приводных ремней

1 - шкив коленчатого вала; 2 - шкив генератора; 3 - шкив компрессора; 4 - шкив водяного насоса; 5 - шкив насоса гидроусилителя рулевого управления

Рис. 32. Схема дистанционного управления сливными кранами

1 - сливные краны; 2 - рукоятка привода сливных кранов; 3 - сливной кран патрубка радиатора; 4 - рукоятка привода сливного крана патрубка радиатора

Рис. 31. Схема работы термостата

а - термостат в закрытом положении; b - термостат в открытом положении; 1 - баллон термостата; 2-активная масса (церезин); .3 - мембрана; 4 - направляющая втулка; 5-шток; 6 - возвратная пружина; 7 - заслонка термостата; 8,13- патрубки; 9 - коромысло заслонки; 10 - корпус термостата; 11-буфер; 12 - обойма; I - к радиатору; II - к водяному насосу

Задать вопрос на форуме

interdalnoboy.com

: -130 - BestReferat.ru

www.bestreferat.ru

.

.

: .

: -130.

: 11 » . 53

: Ը.

. 2003.

:

.

1. -130.

1.1. -130.

1.2. -130.

1.3. -130.

1.3.1..

1.3.2. .

1.3.3..

1.3.4..

1.3.5. .

1.3.6. .

1.3.7..

2. -130.

2.1. .

2.2. .

2.3. .

2.4. .

2.5. .

2.6. .

2.7. .

2.8. .

3. -130.

3.1. .

3.2. .

3.3. .

3.4.-1.

3.5.-2.

3.6. .

3.7. .

4. -130.

4.1. .

4.2. .

.

.

-130, , .. , , , . .. 8- . -130 , . - 130 . 130 . , 1966 200 . , . , , , 130 .

130 130 41 . 130 . , , 80 85 /.

1. -130.

1.1. -130.

. , , .. . 80 95 (.1.).

-130 , . . , ( 108 119), .

: , , , , , , , , , .

1.2. -130.

. 5-7 % , , , . . 115 ( -130) , , .

, . . , , , , . , . , .

.

1.3. -130.

1.3.1. .

, , , .

, , . , , .

.

.

, .

( ) . .

1.3.2. .

, . , , : , 1,25 /2 (125 /2 ). ( ). 0,8 /2 (80 /2 ) . , . -24 , .

1.3.3. .

( ), , , . , .

1.3.4. .

. , . , .

1.3.5. .

. , , .

100. , . , ( 40). , , , , . . , . .

, , . . .

1.3.6. .

10 1 . -130 -130 (.2) . (.2) (6) (9) . . (5) (6) , (2) (1), (4) (3), (9).

7 , 1,4 2,6 /.2 .

(5) , . .

1.3.7. .

( -645 , ). -130 -645 (.3.4., ) , .

(14), (15), (9). (10), , . 70 C , , . , (11) . -645 , (20), (22), 7895 C. .

(26) (21) . , , , ( ) . , , .

.

2. -130.

2.1. .

: , , , , , . , , .

2.2.

, . , , .

2.3. .

.

, , .

2.4. .

( , ), . , , ( , ) - . . .

, , , , , , . , , , . .

2.5. .

- , . , . -130: .

2.6. .

, . , .

2.7. .

. , . . . . , . 70 C 83-90 C. , .

2.8. .

. , ( ), , .

( ), ( ). .

.

3. -130.

3.1. .

. 40 65.

40 53 % 47 % , 40 C.

65 66 % 34 % , 65 C.

, 93 95 % . .

.

, , , .

.

3.2. .

. . , , . . .

.

3.3. .

, .

3.4.-1.

-2 . , .

3.5.-2.

-2: .

, , ( ).

; .

(-53). 88 C, . , 80 C, .

( ).

.

. , .

- .

3.6. .

. , . , . 4 10-15 . . .

3.7. .

30000 40000 , , . , , , . . ( ) . . , .

2 3 12 , . 1 10 20 . .

,

.

1.

10 ,
(100 . 1 ) 50 100 . . 2 3
0,2 20 . 8 10

:

1000 1200

20 30

0,5 0,6

10 12

10 12

1 2

, ( 10 15 ). , 60 70 . , 10 , ( 4 ) . 5 , 10 15 . 5 5 .

.

4. -130.

4.1. .

90. () 3. , . , , . , . . : , .

. , , .

. , , , . , .

. , . . , . 0,15 (1,5 /. .) . .

4.2. .

-130 .

, , , , . .
1. ,
2. 8 , , , . 14 , , .
3. , , . , 19 , .
4. , 14 , , , , . , , , , 22 , , , .
5. , . 2153-2, . .
6. , , , , , . , , , , .
7. , , , . , .
8. . .
9. . , , - 2112.

. .

19,2 . .

10. , , . , , , . 3333-55.
11. , , , , . , .
12. . 1-13 1-13 1631-61.
13. . 2153-2
14. . 2153-2, .
15. . , . .
16. , , , , , 141,5, . , , 22 .
17. 2153-2.
18. , 141,5 , . 22 , 19 , . 1,5 1,7 /.
19. , . , -25, 25.
20. .
21. , . 14 , . .
22. . .

30000 /. 10 15 .

, .

23. . .

.

. (.. , .. )

. (.. , .. , .. )

. (.. , .. , .. )

. (.. , .. , .. )

. (.: )

. ( ..)

Система охлаждения двигателя ЗИЛ-131

Запасные части для грузовых автомобилей Урал, Краз, МАЗ, Камаз. Детали двигателей ЯМЗ-236, ЯМЗ-238

___________________________________________________________________________

Система охлаждения двигателя ЗИЛ-131

___________________________________________________________________________

Система охлаждения двигателя ЗИЛ-131 — жидкостная, закрытая, с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости.

В прогретом двигателе охлаждающая жидкость засасывается из радиатора в водяной насос и под определенным давлением по двум нагнетающим патрубкам насоса подается в левый и правый блоки цилиндров и, проходя через окна в межцилиндровых перегородках, охлаждает гильзы цилиндров.

Через отверстия в привалочных поверхностях блока и головки и в прокладке между ними охлаждающая жидкость проходит в головки. Указанные отверстия расположены так, чтобы можно было подвести жидкость к наиболее нагретым частям головок — патрубкам выпускных клапанов и гнездам свечей — и ввести в головки основную часть охлаждающей жидкости у задних торцов головок.

Это обеспечивает дальнейшее продольное движение жидкости от заднего к переднему торцу головок. Затем охлаждающая жидкость по каналам во впускной трубе проходит к патрубку термостата и в радиатор.

Рис.30. Система охлаждения ЗИЛ-131

Продольное движение жидкости в головках обусловлено наличием дозирующей вставки 11 (рис. 30), установленной в задних водоотводящих каналах впускного трубопровода. Наличие отверстия во вставке ограничивает количество охлаждающей жидкости, проходящей через задние водоотводящие каналы во впускной трубе, до величины, обеспечивающей необходимый подогрев топливной смеси в каналах впускной трубы.

Водяной насос ЗИЛ-131 (рис. 31) — центробежный, установлен на переднем торце блока цилиндров.

Перед заправкой смазочным материалом полости подшипников водяного насоса нужно предварительно отвернуть пробу 2, закрывающую контрольное отверстие. Заправку надо проводить до появления свежего смазочного материала из контрольного отверстия, после чего резьбовую пробку следует установить на место.

Рис. 31. Водяной насос (помпа) ЗИЛ-131

Привод вентилятора и водяного насоса осуществляется от шкива коленчатого вала двумя ремнями. При этом передний ремень охватывает шкив генератора, а второй ремень охватывает шкив насоса гидроусилителя рулевого привода.

Натяжение ремней регулируется перемещением генератора и насоса гидроусилителя рулевого привода. При нормальном натяжении прогиб каждого ремня между шкивом вентилятора и натяжным шкивом ,под действием усилия 40 Н (4 кгс) должен быть в пределах 8—14 мм (рис. 32). От шкива вентилятора приводится в действие компрессор.

Рис. 32. Схема проверки натяжения приводных ремней

Вентилятор — шестилопастный, заключен в установленный на рамке радиатора кожух, наличие которого способствует увеличению скорости потока воздуха, проходящего через радиатор.

Радиатор и термостат

Радиатор ЗИЛ-131 — трубчато-ленточный (змейковый), с трубками овального сечения, трехрядный. Пробка (рис. 33) заливной горловины радиатора — герметичная, с двумя клапанами: впускным (воздушным) и выпускным (паровым). Выпускной клапан, нагруженный пружиной, поддерживает в системе охлаждения давление 100 кПа (1 кгс/см2).

При таком давлении охлаждающая жидкость закипает при температуре 119 °С. Следовательно, повышается эффективность системы охлаждения, и автомобиль можно эксплуатировать в тяжелых условиях более длительное время без закипания охлаждающей жидкости в радиаторе.

Если резиновые шайбы 6 и 11 клапанов пробки радиатора отсутствуют или разрушены, то работа системы охлаждения как герметичной системы прекращается, и охлаждающая жидкость в этом случае закипает при 100 °С.

Впускной клапан, нагруженный менее упругой пружиной, препятствует созданию в системе большого разрежения при остывании двигателя и предохраняет детали радиатора от повреждения. Впускной клапан открывается и сообщает полость радиатора с атмосферой при снижении давления до 1 —13 кПа (0,01—0,13 кгс/см2).

Температура жидкости в системе охлаждения контролируется указателем, установленным на щитке приборов.

Рис. 33. Пробка радиатора ЗИЛ-131

Датчик указателя температуры находится в водяном канале впускного трубопровода.

При достижении температуры охлаждающей жидкости 115 °С на щитке приборов загорается контрольная лампа аварийного перегрева жидкости. В этом случае открывать пробку радиатора следует осторожно, так как при резком открывании возможно выбрасывание горячей жидкости из горловины.

Термостат ЗИЛ-131 (рис. 34) с твердым наполнителем размещен между верхним и нижним патрубками; он служит для ускорения прогрева холодного двигателя и предохранения его от переохлаждения. При прогреве холодного двигателя канал, соединяющий рубашку двигателя с радиатором, перекрыт заслонкой 7 термостата.

Охлаждающая жидкость через перепускной патрубок, соединяющий нижний выпускной патрубок с всасывающей полостью корпуса подшипников водяного насоса, интенсивно циркулирует, минуя радиатор, что ускоряет прогрев двигателя. Эта циркуляция сохраняется и при полностью открытом термостате (положение II).

При температуре охлаждающей жидкости, равной 70—83 °С, активная масса (церезин) 5, заключенная в баллон 1 термостата, плавится, и увеличение ее объема вызывает перемещение штока 5 вверх; при этом открывается заслонка 7, после чего охлаждающая жидкость начинает циркулировать через радиатор. При снижении температуры уменьшается объем церезина, и заслонка под действием пружины закрывается (положение I).

Рис. 34. Термостат ЗИЛ-131

Жалюзи радиатора служат для регулирования потока воздуха, проходящего через радиатор; управление жалюзи осуществляется из кабины водителя. Ручка управления расположена под щитком с левой стороны кабины. Чтобы закрыть жалюзи, надо потянуть ручку па себя. Закрывать жалюзи следует при прогреве двигателя, а также при движении в случае понижения температуры охлаждающей жидкости.

Обслуживание системы охлаждения

В радиатор рекомендуется заливать охлаждающую жидкость до нижнего торца трубы горловины радиатора. Затем следует пустить двигатель с малой частотой вращения коленчатого вала (режим холостого хода), после этого проверить уровень жидкости в радиаторе и, если необходимо, долить ее.

Нельзя заливать холодную жидкость в горячий двигатель. В сильные морозы следует утеплять радиатор, используя для этого утеплительные чехлы облицовки радиатора и капота двигателя, и внимательно следить за указателем температуры охлаждающей жидкости.

Для повышения надежности работы системы охлаждения ЗИЛ-131 и предохранения ее от замерзания во время сильных морозов рекомендуется применять специальную охлаждающую низкозамерзающую жидкость (антифриз).

Эта жидкость ядовита, и поэтому необходимо соблюдать меры предосторожности при обращении с ней. Попадание даже небольшого количества этой жидкости в организм может вызвать тяжелое отравление. Применение антифриза упрощает процесс пуска двигателя подогревателем, уменьшает образование на стенках котла коррозии и накипи.

Охлаждающую жидкость из системы охлаждения следует сливать через три крана: кран патрубка радиатора, два крана предпускового подогревателя или два крана в блоке цилиндров, если на двигателе подогреватель не установлен.

При сливе жидкости из системы охлаждения необходимо снять пробку радиатора ЗИЛ-131 и открыть кран отопителя. После слива всей жидкости следует закрыть кран отопителя кабины и открыть его вновь только после заливки жидкости и прогрева двигателя. При использовании в качестве охлаждающей жидкости воды сливать ее в зимнее время следует сразу после останова двигателя.

При сливе охлаждающей жидкости предварительно следует проверить исправность сливных кранов, так как образовавшаяся накипь может перекрыть отверстия кранов, и полный слив жидкости окажется невозможен.

Зимой это может привести к замерзанию жидкости в рубашке блока и разрушению блока цилиндров. Для предотвращения замерзания жидкости необходимо систему охлаждения промыть до наступления морозов. Одновременно надо продуть остов радиатора сжатым воздухом, струя которого должна быть направлена из-под капота наружу.

Сливные краны на двигателе без подогревателя снабжены дистанционным управлением, что облегчает доступ к ним. Рукоятки управления кранами выведены через первую поперечину рамы в переднюю часть автомобиля, под буфер. При необходимости слива охлаждающей жидкости из системы охлаждения рукоятку привода крапа отвертывают на несколько оборотов.

После полного слива жидкости перед стоянкой автомобиля ЗИЛ-131 оставить краны открытыми. Если краны замерзнут в открытом положении, закрывать их следует после заливки жидкости при прогреве двигателя, после того как из кранов потечет жидкость.

При пуске холодного двигателя в зимнее время необходимо внимательно следить за тепловым режимом работы двигателя.

Если двигатель холодный, то клапан термостата будет препятствовать поступлению охлаждающей жидкости в радиатор до тех пор, пока она не прогреется в рубашке блока цилиндров; в этот период возникает опасность замерзания жидкости в радиаторе. Тем не менее при сильных морозах удалять термостат из системы охлаждения двигателя не разрешается.

Следует проверять состояние клапанов пробки радиатора. Необходимо следить за состоянием всех уплотнителей, не допускать течи жидкости из системы охлаждения.

Категорически запрещаются пуск и кратковременная работа двигателя без жидкости в системе охлаждения, а также прогрев двигателя после слива охлаждающей жидкости для удаления остатка ее из системы, так как это может привести к разрушению уплотнительных резиновых колец гильз цилиндров, выпаданию седел клапанов, прогоранию прокладки головки блока и короблению алюминиевой головки. В тех случаях, когда система охлаждения загрязнена, ее надо промыть.

Качество воды, применяемой для охлаждения двигателя, влияет на его работоспособность и долговечность. Если для охлаждения двигателя применяют чистую мягкую воду, то система охлаждения работает безотказно до капитального ремонта двигателя, при этом не требуется удаления накипи.

Промывать систему охлаждения необходимо после обкатки автомобиля ЗИЛ-131 (1000 км пробега) и 2 раза в год — весной и осенью.

Двигатель и радиатор надо промывать раздельно. Сначала промывают двигатель, а затем радиатор в направлении, обратном циркуляции воды в двигателе. С блока цилиндров опять патрубок вместе с термостатом, вывернуть из блока сливные краны и угольники (по одному с каждой стороны блока) и открыть сливной кран патрубка радиатора. Затем воду под сильным напором из шланга направляют в отверстие патрубка термостата.

Промывать надо до тех пор, пока из отверстий сливных кранов не потечет чистая вода. Сливные краны следует прочистить и промыть отдельно каждый, проверить их исправность и установить на место.

Для промывки радиатора (после обкатки автомобиля радиатор можно не промывать) воду под напором направляют в его нижний патрубок с тем, чтобы она выливалась через верхний патрубок (предварительно на патрубок надо надеть шланг); при этом пробка радиатора должна быть закрыта. После того как сливаемая вода станет совершенно чистой, следует установить шланги, соединяющие блок цилиндров двигателя с радиатором.

В летнее время года необходимо следить за состоянием воздушных каналов сердцевины радиатора системы охлаждения и обязательно прочищать их при значительной засоренности. Чистить можно струей сжатого воздуха, направляемой в воздушные каналы сердцевины радиатора со стороны кожуха вентилятора.

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

  • Гидроусилитель руля Маз-5551, 5549, 5335, 5336, 5337
  • Передняя ось и рулевые тяги Маз-5551, 5549, 5335, 5336, 5337
  • Регулировка сцепления Маз-5551, 5549, 5335, 5336, 5337
  • Регулировка и ремонт КПП Маз-5551, 5549, 5335, 5336, 5337
  • Ремонт и обслуживание заднего моста Маз-5551, 5549, 5335, 5336, 5337
  • Детали переднего моста и рулевые тяги Маз-5516, 5440
  • Рулевое управление Маз-5516, 5440
  • Детали ведущих мостов Маз-5516, 5440

autotextrans.ru


Смотрите также