Нравственные искания героев в пьесах А. Вампилова. Зилов вампилов


Читать Утиная охота - Вампилов Александр Валентинович - Страница 1

Александр Вампилов

Утиная охота

Пьеса в трех действиях

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА

ЗИЛОВ

КУЗАКОВ

САЯПИН

КУШАК

ГАЛИНА

ИРИНА

ВЕРА

ВАЛЕРИЯ

ОФИЦИАНТ

МАЛЬЧИК

ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ

Картина первая

Городская квартира в новом типовом доме. Входная дверь, дверь на кухню, дверь в другую комнату. Одно окно. Мебель обыкновенная. На подоконнике большой плюшевый кот с бантом на шее. Беспорядок.

На переднем плане тахта, на которой спит Зилов. У изголовья столик с телефоном.

В окно видны последний этаж и крыша типового дома, стоящего напротив. Над крышей узкая полоска серого неба. День дождливый.

Раздается телефонный звонок. Зилов просыпается не сразу и не без труда. Проснувшись, он пропускает два-три звонка, потом высвобождает руку из-под одеяла и нехотя берет трубку.

ЗИЛОВ. Да?..

Маленькая пауза. На его лице появляется гримаса недоумения. Можно понять, что на том конце провода кто-то бросил трубку.

Странно… (Бросает трубку, поворачивается на другой бок, но тут же ложится на спину, а через мгновение сбрасывает с себя одеяло. С некоторым удивлением обнаруживает, что он спал в носках. Садится на постели, прикладывает ладонь ко лбу. Весьма бережно трогает свою челюсть. При этом болезненно морщится. Некоторое время сидит, глядя в одну точку, — вспоминает. Оборачивается, быстро идет к окну, открывает его. С досадой махнул рукой. Можно понять, что он чрезвычайно недоволен тем, что идет дождь.)

Зилову около тридцати лет, он довольно высок, крепкого сложения; в его походке, жестах, манере говорить много свободы, происходящей от уверенности в своей физической полноценности. В то же время и в походке, и в жестах, и в разговоре у него сквозят некие небрежность и скука, происхождение которых невозможно определить с первого взгляда. Идет на кухню, возвращается с бутылкой и стаканом. Стоя у окна, пьет пиво. С бутылкой в руках начинает физзарядку, делает несколько движений, но тут же прекращает это неподходящее его состоянию занятие. Звонит телефон. Он подходит к телефону, снимает трубку.

ЗИЛОВ. Ну?.. Вы будете разговаривать?..

Тот же фокус: кто-то положил трубку.

Шуточки… (Бросает трубку, допивает пиво. Поднимает трубку, набирает номер, слушает.) Идиоты… (Нажимает на рычаг, снова набирает номер. Говорит монотонно, подражая голосу из бюро погоды.) В течение суток ожидается переменная облачность, ветер слабый до умеренного, температура плюс шестнадцать градусов. (Своим голосом.) Ты понял? Это называется переменная облачность — льет как из ведра… Привет, Дима… Поздравляю, старик, ты оказался прав… Да вот насчет дождя, черт бы его подрал! Целый год ждали и дождались!.. (С недоумением.) Кто разговаривает?.. Зилов… Ну конечно. Ты что, меня не узнал?.. Умер?.. Кто умер?.. Я?!. Да вроде бы нет… Живой вроде бы… Да?.. (Смеется.) Нет, нет, живой. Этого еще только не хватало — чтоб я умер перед самой охотой! Что?! Не поеду — я?! С чего ты это взял?.. Что я, с ума сошел? Подожди, может, это ты со мной не хочешь?.. Тогда в чем дело?.. Ну вот еще, нашел чем шутить… Голова-то, да (держится за голову), естественно… Но, слава богу, пока цела… Вчера-то? (Со вздохом.) Да вот вспоминаю… Нет, всего я не помню, но… (Вздох.) Скандал — да, скандал помню… Зачем устроил? Да вот и сам думаю — зачем? Думаю, не могу понять — черт знает зачем!.. (Слушает, с досадой.) Не говори… Помню… Помню… Нет, конца не помню. А что, Дима, что-нибудь случилось?.. Честное слово, не помню… Милиции не было?.. Свои? Ну, слава богу… Обиделись?.. Да?.. Что они, шуток не понимают?.. Ну и черт с ними. Переживут, верно?.. И я так думаю… Ну ладно. Как же мы теперь? Когда выезжаем?.. Ждать? А когда он начался?.. Еще вчера? Что ты говоришь!.. Не помню — нет!.. (Ощупывает челюсть.) Да! Слушай, а драки вчера не было?.. Нет?.. Странно… Да, кто-то врезал. Разок… Да, по морде… Думаю, что кулаком. Интересно кто, ты не видел?.. Ну не важно… Да нет, ничего страшного. Удар вполне культурный…

Стук в дверь.

Дима! А что, если он зарядил на неделю?.. Да нет, я не волнуюсь… Ну ясно… Сижу дома. В полной готовности. Жду звонка… Жду… (Положил трубку.)

Стук в дверь.

Войдите.

В дверях появляется венок. Это большой, дешевый, с крупными бумажными цветами и длинной черной лентой сосновый венок. Вслед за ним появляется несущий его мальчик лет двенадцати. Он всерьез озабочен исполнением возложенной на него миссии.

(Весело.) Привет!

МАЛЬЧИК. Здравствуйте. Скажите, вы Зилов?

ЗИЛОВ. Ну я.

МАЛЬЧИК (поставил венок у стены). Вам.

ЗИЛОВ. Мне?.. Зачем?

Мальчик молчит.

Слушай, парень. Ты что-то путаешь…

МАЛЬЧИК. Вы — Зилов?

ЗИЛОВ. Ну и что?..

МАЛЬЧИК. Значит, вам.

ЗИЛОВ (не сразу). Кто тебя послал?.. А ну, сядь сюда.

МАЛЬЧИК. Мне надо идти.

ЗИЛОВ. Садись.

Мальчик садится.

(Разглядывает венок, поднимает его, расправляет черную ленту, надпись на ней читает вслух.) «Незабвенному безвременно сгоревшему на работе Зилову Виктору Александровичу от безутешных друзей»… (Молчит. Потом смеется, но недолго и без особого веселья.) Ты понял, в чем дело?.. Зилов Виктор Александрович — это я и есть… И видишь, жив-здоров… Как тебе это нравится?

Мальчик молчит.

Где они? Внизу?

МАЛЬЧИК. Нет, они ушли.

ЗИЛОВ (не сразу). Пошутили и ушли…

МАЛЬЧИК. Я пойду.

ЗИЛОВ. Проваливай… Нет, подожди. Скажи… Тебе такие шутки нравятся?.. Остроумно это или нет?

Мальчик молчит.

Нет, ты скажи, послать товарищу такую штуку на похмелье да еще в такую погоду, разве это не свинство?.. Друзья так не поступают, как ты думаешь?

МАЛЬЧИК. Я не знаю. Меня попросили, я принес…

Маленькая пауза.

ЗИЛОВ. Ты тоже хорош. Живым людям венки разносишь, а ведь наверняка пионер. Я бы в твоем возрасте за такое дело не взялся бы.

МАЛЬЧИК. Я не знал, что вы живой.

ЗИЛОВ. А если бы знал, не понес бы?

МАЛЬЧИК. Нет.

ЗИЛОВ. Спасибо и на этом.

Маленькая пауза.

МАЛЬЧИК. Я пойду.

ЗИЛОВ. Подожди, а что они тебе сказали?

МАЛЬЧИК. Сказали, пятый этаж, двадцатая квартира… Сказали, постучать, спросить Зилова и отдать. Вот и все.

ЗИЛОВ. Видишь, как просто. А сколько смеху… (Вешает венок себе на шею.) Разве не смешно? (Подходит к зеркалу, картинно причесывается.) Смешно или нет?.. Почему ты не смеешься?.. Наверно, у тебя нет чувства юмора. (Оборачивается к мальчику, поднимает себе, как спортсмену-победителю, правую руку.) Витя Зилов! Эс-Эс-Эс-Эр. Первое место… А за что?.. (Опускает руку.) Не смешно?.. Что-то не очень, верно? (Бросает венок, садится на постель так, что его лицо обращено к окну.) А может, и в самом деле мы с тобой перестали понимать шутки?

online-knigi.com

. ( ) - ModernLib.Ru

modernlib.ru

ModernLib.Ru / / / - ( ) ( )

. , , . . . . .

, . .

, . . .

. . , - , - .

. ?..

. . , - .

( , , , . , . , . . . , , . , , . . , , .)

, , ; , , , . , , , . , . , . , , . . , .

. ?.. ?..

: - .

( , . , , .) ( , . , .) , , . ( .) ? , , , , ! !.. ( .) ?.. . , ?.. ?.. ?.. ?!. ?.. (.) , , . ! ?! ?! ?.. , ? , , ?.. ?.. , -, ( ), , , -? ( .) , , (.) , ? ? , !.. (, .) , . , , - ?.. , ?.. ? , ?.. ?.. , ?.. . , ?.. . ? ?.. ? ?.. ? !.. !.. ( .) ! , ?.. ?.. , - . , , . , ?.. , .

.

! , ?.. , . . ( .)

.

.

. , , . . .

(.) !

. . , ?

. .

( ). .

. ?.. ?

.

, . -

. ?

. ?..

. , .

( ). ?.. , .

. .

. .

.

( , , , .) 黅 (. , .) , ?.. , - ?

.

? ?

. , .

( ).

. .

. , . ?.. ?

.

, , , ?.. , ?

. . ,

.

. . , . .

. , .

. , ?

. .

. .

.

. .

. , ?

. , , , , . .

. , . ( .) ? ( , .) ?.. ?.. , . ( , , -, .) ! ---. ?.. ( .) ?.. - , ? ( , , .) , ?

.

?

.

. ?

( ). .

. ? , ?

. .

.

. , , , . - ?

. .

. .

. .

,

. .

, . , . , , . , , . . , , , . , . , . . , , , .

.

. , . .

. .

. , , . , ?

. , . .

. , , .

. , , .

. , , ! ?!.

. . .

. ! , , , , , . .

, . , .

. , , ?

. ?

(). , ?

.

. , . (.) . ?

.

.

. ?

( ).

. .

(). ,

. , .

. , , -

. , ?

( ).

, . .

. , , , (.)

.

. , , . (.) , . .

, , , , , , . . , , . . . - . . , . , . . , , . , , .

. ?.. ?.. , , (.) ?.. . ( , , . .)

, , . . . . . - . . .

, . . . , , , .

(). ! !.. .

. , , . , , , , , .

(). , .

. , .

. , ?

. , . ?

. .

. , ?

. .

( ). ?.. .

( ). !

(). ?

. , . .

. . , , . .

. ! , . (.) , ?

. , , . . ?

. .

. , : , (.) ?

. -, .

. ?

. , ,

(). .

. .

. , . .

. , , . . .

. .

. . . . .

(). . .

. ?

. .

. ?

. .

. ? , ?

. , , .

. . , . .

. -. . .

. , , . .

. .

. . .

. .

. , , . .

. .

. , . (.) , , (.) , .

. .

.

( ). , . . , .

. , . .

. -

. . . ! .

. , ?

. . .

. , ?

. ?

. . , , .

. .

. . - , , . . , . , () . ?

(- ). ! (.) ! !.. ! ( .)

(). ?.. . , .

. . (.) . .

. , . .

( ). ! . ( .) .

. . , , , . . .

. , ! . (.)

.

?.. .

(). , .

. , .

(). , ?

. , .

.

(). ? , ?

. .

. . ?

. , . .

. . .

. . , . .

. . .

. . .

. , , .

. ?

. , .

. , ?

. , ?

. . . ? , ?

. .

. , ?

. . . . . .

(). -?

(- ). . (.) . . . (.)

(). , .

. , . .

. . ?..

. , . .

.

?

. ? , , .

. ?.. .

. . .

. ?

. ?.. , , , .

. ? , , ?

. , .

. , ?.. .

. ?

. - . , ?

. . , . .

.

, . , : , . , . , , , , .

, . .

. .

. .

. .

. .

.

( ). . ?

. . (.) , ,

. . .

. ? , . , . (.)

. , . . .

. , .

( ). , , . . ? , .

. , , . , , , .

. , .

. , , ?

. , , . .

. , , ?

. : , , , . ?

. . . . .

. . , .

(). ,

(). . . .

. , , , , , . ( , .) , , . (.)

(). , ,

(). ?

. . . .

. ? ! .

(). . ? . ?..

. ?.. ?

. ?

. ,

.

.

. . ( .) .

. . . .

. , . , ,

. . .

. , ?

. ?

.

. . .

. ? , ?

. .

. ?..

. , . , - , -. .

. ?..

. . .

.

. .

(). ? . .

. . , , , .

. ! ?

. .

. . . . , . .

, , .

. . . , , , , .

. , , . , , , , , . ( , ). , , .

( ). , , . . .

. . ?

. , , .

. ?

. ! .

. . , , . ? , , .

. .

. ? ?.. , , . , , . . .

. .

. ? ? ?

. , . ?

. , . . .

. . .

. - .

. .

. ?

. ?

. . .

. ! . , , , , .

. .

. . .

. , ?

. . , . .

. ?

. .

. ?

. .

. , ,

. , , , , , , , -, , -, , , ?

. .

. , , , , , . . , .

( ). .

( ). . .

. .

. . .

. ?

. .

. , . .

( ). , , . . (.)

. . , .

. .

. , .

. , .

. , ?

. .

. , , : . , . , , !

. .

.

. , ?

. .

. . , ?

. .

. , , .

. .

. . , , .

. . . - .

. .

( ). , . . , , ?

. ? ( .) ?

. , . .

.

, . , . (.) . , , , , , : , .

. ? (.) ?

. . .

. . (.)

. , , .

. . .

. - . -, . -, . , . , , ?

( ). . .

. ?

. , .

. ?

. . . ( .)

, , .

( ). .

, . . . , . , . .

( ). . .

( ). -, , .

. , . .

. , . , . .

.

. ? ?.. ! ? !..

(). , , ? ?

. .

. !

. . ( .)

. .

( ). , , . ( .)

( ). ?.. ?.. ?..

. , . .

. .

( ). !

. , , ? ( .)

( ). , , . .

. ?

. . .

. ! (.)

. : .

. , , , . .

. . , . . .

. --, , , . , , .

. - .

, .

. ! ! ( .)

. , , , , . ( .)

. .

, : , .

. . . (.) , , , !

. .

(). , !

. ?

. . !

. ,

(). . , , . . .

. . .

( ). ! .

.

(). ?

. . .

(.) ?

.
  • :1, 2
  • Краткое содержание Утиная охота Вампилов А.В. :: Litra.RU :: Лучшие краткие содержания

    www.litra.ru

    Есть что добавить?

    Присылай нам свои работы, получай litr`ы и обменивай их на майки, тетради и ручки от Litra.ru!

    / Краткие содержания / Вампилов А.В. / Утиная охота / Вариант 3

        Александр Вампилов     Утиная охота (Пьеса в трех действиях)

        Действующие лица

        Зилов.     Кузаков.     Саяпин.     Кушак.     Галина.     Ирина.     Вера.     Валерия.     Официант.     Мальчик.

        Действие первое.     Картина первая.     Зилов просыпается с трудом, видит дождь за окном и звонит Диме – официанту. Говорит, что ничего не помнит, расстраивается, что из-за дождя сорвется охота. Приходит мальчик и приносит ему большой венок с бумажными цветами, как покойнику. Говорит, что про-сили передать Зилову. Тому не нравится такая шутка. Мальчик уходит, а Зилов смотрит в одну точку и на сцене возникают его воображения. Кто-то не верит, что он умер, жена и Ирина плачут, обнявшись, и собираются дружить, официант собирает деньги на венок. Зилов звонит в магазин Вере, но говорят, что она занята. Свет гаснет, начинается его     Первое воспоминание: Зилов с Саяпиным в кафе «Незабудка» беседуют с официантом Димой об охоте, до которой еще полтора месяца. Они пришли пообедать и угостить сво-его начальника Кушака, который дал квартиру Зилову. Приглашает официанта к себе се-годня на новоселье. Приходит Вера, прежняя подружка Зилова, которая всех называет «Аликами». Она напрашивается к ним в компанию и на новоселье. Приходит Кушак, в течение обеда ему понравилась Вера, а жена у него уехала на юг отдыхать. Дома Галина и Зилов готовятся к встрече гостей, но у них только один стул. Узнав, что к ним придет Ку-шак с подругой, Галина против, но Зилов ее уговорил. Галина рассказывает, что она получила письмо от друга детства, с которым рассталась, когда им было по 12 лет. Он до сих пор холостяк. Приходят Саяпин с женой Валерией. Она сразу пошла внимательно осматривать все комнаты, Саяпин завидует товарищу, но ему Кушак тоже обещал квартиру в скором времени. Приходит Кушак, спрашивает про Веру, Зилов наедине советует ему не стесняться, быть с ней поактивнее. Приходит Вера и дарит большого плюшевого кота. Кузаков принес в подарок садовую скамейку, Галина очень рада, ее приставили к столу. Саяпин просит угадать подарок: «Что ты больше всего любишь?» и Зилов не может вспомнить, пока ему не подсказали, что охоту, тогда Зилов радуется подаркам. Все пьют за новоселье. Когда гости расходятся, Вера спрашивает у Зилова, пойти ли ей с Кушаком, тот: «Делай, что хочешь». Кузаков тоже интересуется Верой, но Зилов говорит, что она «совсем не та, за кого себя выдает». Кушак спрашивает у Зилова, как ему себя вести с Верой, но пока он собирается с духом, Вера ушла с Кузаковым, Кушак расстроился. Галина говорит Зилову, что хочет ребенка, а ему ничего не надо. Заканчивается воспоминание, Зилов пьет пиво на подоконнике, а потом швыряет плюшевого кота в угол.

        Картина вторая.     Зилов звонит друзьям, но их нет на работе. Начинается его Второе воспоминание: Зилов на работе с Саяпиным. Им нужно сдать отчет о выполненной работе, а они решили сдать проект, потому что работы не сделаны. Зилов подписывает эти документы и уговаривает Саяпина тоже подписать, но тот боится потерять квартиру. Зилов получил письмо от от-ца, который пишет, что умирает и зовет сына приехать. Но Зилов говорит, что он часто рассылает всем такие письма, чтобы съехалась вся родня, а Зилов в сентябре во время от-пуска собрался ехать на охоту. К ним заходит Ирина, которая ищет редакцию, Зилову она нравится, он ее забалтывает. Входит Кушак, ругает своих работников, что не сдали отчет, и выпроваживает Ирину. После его ухода Зилов одевается и собирается уйти с работы за Ириной. Саяпин пытается его задержать отчетом, они бросают монету, выпадает подпи-сать и не признаться. Звонит Галина, Зилов просит Саяпина задержать Ирину у входа. Га-лина сообщает, что ждет ребенка, хочет с ним увидеться, а Зилов равнодушно поздравляет ее и ссылается, что у него много работы. Воспоминание заканчивается, Зилов смотрит на похоронный венок.

        Действие второе.     Картина первая.     Зилов звонит в бюро погоды, допытывается, когда кончится дождь. Начинается его Третье воспоминание: Зилов возвращается домой ранним утром, а Галина спит у стола среди школьных тетрадей. Он ей врет, что только что вернулся из командировки, звонил ей в школу предупредить, но она была на уроке. Галина не отвечает ему, а потом говорит, что его вечером видели в городе. Зилов возмущается и оправдывается, подлизывается к Галине, но она отстраняет его и говорит, что ребенка у них не будет. Зилов как бы возму-щен, но больше тем, что она его не спросила, но быстро успокаивается. Галина холодно отвечает ему, что все прошло, ничего не осталось от прошлого. Зилов обещает ей все вер-нуть. Он предлагает ей вспомнить, как они познакомились: когда он вошел, где она сиде-ла, куда смотрела, кто что говорил. Постепенно Галина включается в эту игру-воспомина-ние, но в самый кульминационный момент он не может вспомнить, что он сказал тогда, а для Галины это очень важно и она прерывает их воспоминания и плачет.

        Картина вторая.     Зилов звонит Диме-официанту, говорит ему, что друзья ради шутки послали ему похоронный венок. Говорит, что Дима – его единственный друг и хорошо, что они с ним едут на охоту. Начинается Четвертое воспоминание: Зилов с Саяпмным в конторе. Конец рабочего дня. Саяпин мечтает о квартире и собирается идти на футбол. Зилов ждет звонка, ему звонит Ирина, и он ее приглашает в 6 вечера в кафе «Незабудка». Саяпин: «Я не могу понять – ты влюбился или ты над ней издеваешься?» Тут входит их начальник Кушак, он заметил обман и пытается выяснить, кто в нем виноват. Зилов наивничает, Кушак ставит вопрос ребром: если виноват один Зилов, его уволят, если оба, то Саяпин не получит квартиру. В дверях невидимо для всех появляется Валерия и слышит весь разговор. Зилов берет всю вину на себя. Валерия завлекает Кушака и предлагает вместо наказания пойти с ней на футбол вместо мужа, а Зилову задержать отпуск на неделю, и уводит Кушака с собой. Саяпин гордится женой и успокаивает Зилова, что никто его не уволит. Зилову приносят телеграмму, что умер его отец. Он звонит жене, просит, чтобы она принесла деньги – он сегодня же едет на похороны отца. Приходит Кузаков с Верой, Зилов на них огрызается, оскорбляет Веру, она пытается обидеться, но ей показывают телеграмму. Воспоминание продолжается в кафе. Галина провожает Зилова, хочет поехать с ним, но он гонит ее домой, говорит, что хочет побыть один. Галина сообщает ему, что каждый день получает письма от друга детства, тот пишет, что любит ее. Зилов устраивает ей небольшой скандал: «Ты понимаешь, до чего ты дошла? И чтобы такую женщину я привел на могилу своего отца?» Он буквально выгоняет жену, но быстро успокаивается и говорит спокойным голосом: «Ладно… Я психанул, извини… Нервы сдают». Он выпроваживает Галину, даже целует ее на прощанье. Дима присаживается с ним, говорит о подготовке к рыбалке. Зилов говорит, что он уже обо всем договорился, но у него несчастье, показывает телеграмму. Дима сочувствует. Зилов: «Скверно, Дима… Хреновый я был ему сын. За 4 года ни разу его не навестил…» Зилов расплачивается с официантом, и тут входит Ирина. Она весело рассказывает, как к ней пристали парни на улице. Зилов говорит, что уезжает на неделю. Ирина обещает ждать его. Входит Галина с плащом и портфелем, смотрит на них, кладет на ближайший стул вещи и быстро уходит. Зилов говорит Ирине, что это его жена. Та поражена. Зилов говорит ей грубости, прогоняет от себя, но та тихо отвечает, что «это ничего не меняет». Зилов обнимает ее, целует руки, зовет официанта и заказывает ужин. Говорит, что поедет завтра.

        Картина третья. Зилов звонит в институт узнать, поступила ли Ирина, ему обещают перезвонить через 20 минут. Начинается Пятое воспоминание: В квартире Зиловых Галина собирается ехать в отпуск к родственникам. Они оба спокойно говорят, что лучше им разъехаться и отдыхать отдельно друг от друга, мирно прощаются, целуются. Только она выходит, Зилов звонит Ирине и приглашает ее к себе, так как жена уехала. Только он положил трубку – входит Галина и говорит, что уезжает насовсем к другу детства. Зилов возмущен, но Галина останавливает его: «Хватит тебе прикидываться… И не делай вида, что тебя это волнует. Тебе все безразлично, все на свете. У тебя нет сердца, вот в чем дело. Совсем нет сердца…» Зилов силой уводит ее в соседнюю комнату, садит на стул и кричит с балкона, чтобы шофер принес вещи. В это время Галины выбегает из квартиры и закрывает ее снаружи на ключ. Зилов стучит в дверь, грозится – Галина пла-чет, а потом тихо уходит. Зилов начинает ласково уговаривать ее. В это время приходит Ирина, а Зилов ласково говорит, думая, что это Галина, зовет ее с собой на охоту, а ему отвечает Ирина. Он просит открыть дверь, она поворачивает ключ, он, увидев, с кем говорит, изумлен, но быстро нашелся. Она переспрашивает, правда ли, что он так любит ее, как сейчас говорил. Зилов: «Конечно!» Ирина спрашивает, когда они поедут на охоту, а Зилов хохочет, не отвечает. Воспоминание кончилось. Звонит телефон, и Зилову сообщают, что Ирина не прошла по конкурсу, забрала документы и уехала.

        Действие третье.     Зилов дома не может дождаться, когда кончится дождь. Он звонит Диме, что пойдет один прямо сейчас. Спрашивает, не он ли его вчера ударил, а сам он не помнит ничего. Начинает одеваться, но ему приносят телеграмму. Он читает ее и рвет. Текст телеграммы: «Дорогой Алик… выражаем глубочайшее соболезнование по поводу преждевременной кончины нашего лучшего друга Зилова Виктора Александровича… Группа товари-щей…» Начинается Шестое, последнее воспоминание: Зилов в торжественном черном костюме сидит во главе стола в кафе «Незабудка» и говорит официанту, что сейчас придут его друзья, которых он не хочет видеть. Он говорит с Димой, что скоро будет на охоте, а тот объясняет, что для того, чтобы не мазать при стрельбе на охоте, нужно действовать абсолютно спокойно, без нервов, а Зилов так не может. Он говорит, что его жена уехала, но он живет с невестой, на которой собирается жениться. Дима усмехается, а Зилов злится на него. Приходят Кузаков с Верой, она здоровается с Димой, Кузаков ревнует ее, а Зилов насмешливо советует ему жениться на Вере. А тот серьезно отвечает, что он так и сделает, чем вызывает удивление Зилова. Пришли Саяпин с женой и Кушак. Зилов объявляет, что сейчас придет его невеста, и все будут выпивать. Все немного удивлены. Приходит веселая Ирина в светлом платье, а Зилов встречает ее мрачно: «Где ты была?», а потом церемонно знакомит ее со всеми. Зилов предлагает пить только за охоту и пьет один. Остальные не пьют и не едят, и не согласны с ним. А Зилов говорит как бы Ирине, что все здесь собрались, чтобы учить его жить. Что все такие порядочные, что им стыдно сидеть с ним рядом, особенно Вера. Он оскорбляет ее, за нее пытаются заступиться и Кузаков и Саяпин, но Вера их удерживает. Ирина пытается остановить Зилова, но он не обращает на нее внимания и говорит Кушаку, что тот пришел, т.к. ему «нужна девочка». Появляется официант, пытается предотвратить скандал, но Зилов кричит, что Кушак может выбирать любую женщину: хоть Веру, хоть Валерию… Гости встают и уходят, а Зилов вдогонку кричит, что могут и Ирину брать, мол, «она такая же дрянь, точно такая же». Официант заступается за девушку, она стоит в полном шоке, а Зилов кричит ей: «Что ты так на меня уставилась? Что тебе от меня надо?», а официанта называет «лакеем». Дима молча сильно бьет его в лицо. Возвращаются Кузаков и Саяпин, с трудом приводят Зилова в чувство и тащат домой. Кузаков называет пьяницу трупом, а Саяпин придумал, как устроить Зилову назавтра по-добный «сюрприз». После этого слово в слово повторяется Первое воспоминание под траурную музыку и все проходят в траурном шествии, последним – мальчик с венком. Воспоминания заканчиваются.     Зилов долго стоит перед окном, потом звонит Диме, что он не едет на охоту, а приглашает его к себе на свои поминки. Потом звонит Саяпину, говорит, что ему понравилась их шутка и приглашает прямо сейчас к себе на поминки. Зилов разувается, заряжает ружье и пристраивается, как бы ему застрелиться. Ему мешает телефонный звонок, но никто не говорит. Приходят Кузаков и Саяпин и наблюдают за ним из дверей, Зилов их не замечает, и опять собирается стреляться. Друзья бросаются к нему, забирают ружьё, разряжают его. Зилов недоволен, что ему помешали, выгоняет друзей, но они не уходят, а пытаются успокоить его, выяснить из-за чего он так расстроился. Саяпин пробует перевести разговор на другое, говорит, что в квартире ремонт пора делать, а Зилов говорит, что тот рад его смерти и уже претендует на его квартиру. Оба друга пытаются его образумить, он никого не слушает. Приходит Дима, ему показывают посмертную записку, тот перезаряжает ружье, и говорит, что дождь кончился, и через час они поедут на охоту. Официант собрался уходить, спрашивает.ю можно ли взять лодку Зилова. Зилов все всем отдает, но тут же кричит на них со злобой: «Я еще жив, а вы уже тут? Уже слетелись? Своего вам мало? Мало вам на земле места?.. Крохоборы!..» Затем выхватывает у них ружье и выгоняет всех. Оставшись один он бросается на кровать и то ли плачет, то ли смеется. Долго звонит телефон, он не отвечает. Потом встает со спокойным лицом и звонит Диме, что все прошло, он готов ехать на охоту, сейчас выходит…

        Мое мнение и цитаты:

        Зилов об Ирине в начале пьесы: «Она же святая… Может, я ее всю жизнь любить буду – кто знает» - очень романтично!.. Но последние слова все портят, он ни в чем не уверен, похоже, на самом деле ему ничто и никто не нужен, живет сиюминутным желанием своим…     Интересное рассуждение Зилова: «Ну, вот мы с тобой друзья. Друзья и друзья, а я, до-пустим, беру и продаю тебя за копейку. Потом мы встречаемся, и я тебе говорю: «Ста-рик, говорю, у меня завелась копейка, пойдем со мной, я тебя люблю и хочу с тобой вы-пить». И ты идешь со мной, выпиваешь. Потом мы с тобой обнимаемся, целуемся, хотя ты прекрасно знаешь, откуда у меня эта копейка. Но ты идешь со мной, потому что тебе все до лампочки, и откуда взялась моя копейка, на это тебе тоже наплевать… А завтра ты встречаешь меня - и все сначала…» - похоже, это жизненный принцип самого Зилова, и он думает, что все так живут?..

    Добавил: nemerova60

    / Краткие содержания / Вампилов А.В. / Утиная охота / Вариант 3

    Смотрите также по произведению "Утиная охота":

    Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.

    100% гарантии от повторения!

    Анализ пьессы «Утиная охота» Вампилова А.В.

     

    Анализ пьессы

    «Утиная охота» Вампилова А.В.

     

    Пьеса А.В. Вампилова «Утиная охота», написанная в 1970 году, воплотила судьбу поколения «эпохи застоя». Уже в ремарках подчеркивается типический характер изображаемых событий: типовая городская квартира, обыкновенная мебель, бытовой беспорядок, свидетельствующий о неустроенности в душевной жизни Виктора Зилова, главного героя произведения.

    Довольно молодой и физически здоровый человек (по сюжету ему около тридцати лет) чувствует глубокую усталость от жизни. Для него не существует никаких ценностей. Из первого же разговора Зилова с приятелем выясняется, что вчера он устроил какой-то скандал, суть которого он уже и не помнит. Оказывается, он обидел кого-то. Но его это не очень волнует. «Переживут, верно?» — говорит он приятелю Диме.

    Неожиданно Зилову приносят похоронный венок с ленточкой, на которой написаны трогательные поминальные слова: «Незабвенному безвременно сгоревшему на работе Зилову Виктору Александровичу от безутешных друзей».

    Первоначально это событие кажется неудачной шуткой, но в процессе дальнейшего развития событий читатель понимает, что Зилов действительно похоронил себя заживо: он пьет, скандалит и делает все, чтобы вызвать к себе отвращение людей, которым еще недавно был близок и дорог.

    В интерьере комнаты Зилова есть одна важная художественная деталь — большой плюшевый кот с бантом на шее, подарок Веры. Это своеобразный символ нереализованных надежд. Ведь у Зилова с Галиной могла бы быть счастливая семья с детьми и уютным налаженным бытом. Не случайно после новоселья Галина предлагает Зилову завести ребенка, хотя понимает, что он ему не нужен.

    Основной принцип отношений с людьми для Зилова —-безудержное вранье, целью которого является стремление обелить себя и очернить других. Так, например, приглашая на новоселье своего начальника Кушака, который вообще сначала не хочет идти в гости без жены, Зилов сообщает Галине, что для него приглашена Вера, в которую тот якобы влюблен. На самом деле Вера — любовница самого Зилова. В свою очередь, Виктор подталкивает Кушака к ухаживаниям за Верой: «Ерунда. Действуйте смело, не церемоньтесь. Это все делается с ходу. Хватайте быка за рога».

    Выразителен в пьесе образ жены Саяпина Валерии, идеал которой — мещанское счастье. Семейные узы она отождествляет с материальными благами. «Толечка, если через полгода мы не въедем в такую квартиру, я от тебя сбегу, я тебе клянусь» —- заявляет она мужу на новоселье у Зиловых.

    Метко обрисован А.В. Вампиловым и другой выразительный женский образ пьесы — образ Веры, которая тоже, в сущности, несчастна. Она давно разуверилась в возможности найти себе надежного спутника жизни и всех мужчин называет одинаково (Аликами). На новоселье Верочка постоянно шокирует всех своей бестактностью и попыткой сплясать у Зилова на столе. Женщина старается казаться грубее и развязнее, чем есть на самом деле. Очевидно, это помогает ей заглушить тоску по настоящему человеческому счастью. Лучше всех это понимает Кузаков, который говорит Зилову: «Да, Витя, мне кажется, она совсем не та, за кого себя выдает».

    В сцене новоселья используется важный композиционный ход. Все гости дарят Зиловым подарки. Валерия долго мучает хозяина дома, прежде чем сделать подарок, и спрашивает, что тот любит больше всего. Эта сцена играет большую роль для раскрытия образа Зилова. Галина в ней сознается в том, что давно уже не чувствует любви мужа. У него к ней потребительское отношение.

    Вера, с усмешкой спрашивая про любовницу, тоже понимает, что Виктор к ней равнодушен и ее визит не доставляет ему особого удовольствия. В ходе разговора выясняется, что и свою работу инженера Зилов не жалует, хотя он еще может поправить свою деловую репутацию. Об этом свидетельствует реплика Кушака: «Деловой жилки ему не хватает, это верно, но ведь он способный парень...». Саяпины дарят Зилову снаряжение для охоты, о котором так мечтает герой. Образ утиной охоты в произведении, несомненно, носит символический характер. Его можно рассматривать как мечту о стоящем деле, на которое Зилов как раз оказывается неспособным. Неслучайно Галина, которая знает его характер глубже остальных, замечает, что для него главное — сборы и разговоры.

    Своеобразным испытанием для Зилова оказывается письмо от отца, который просит его приехать к нему, чтобы повидаться. Выясняется, что Виктор уже давно не был у родителей и весьма цинично относится к слезным письмам старика-отца: «Разошлет такие письма во все концы и лежит, собака, ждет. Родня, дура, наезжает, ох, ах, а он и доволен. Полежит, полежит, потом, глядишь, поднялся, — жив, здоров и водочку принимает». При этом сын даже точно не знает, сколько отцу лет (помнит, что за семьдесят). У Зилова есть выбор: поехать в сентябре в отпуск к отцу или реализовать давнюю мечту об утиной охоте. Он выбирает второе. В результате несчастный старик так и умрет, не увидев сына.

    На наших глазах Зилов разрушает последние надежды Галины на личное счастье. Он безучастно относится к ее беременности, и женщина, видя это, избавляется от ребенка. Устав от бесконечной лжи, она уходит от мужа к другу детства, который до сих пор любит ее.

    Сгущаются неприятности и на работе: Зилов сдал начальнику статью с ложными сведениями, причем еще заставил и своего друга Саяпина ее подписать. Герою грозит увольнение. Но тот не очень и переживает об этом.

    В кафе с сентиментальным названием «Незабудка» Зилов частенько появляется с новыми женщинами. Именно туда он приглашает молоденькую Ирину, которая искренне влюбляется в него. В кафе его с девушкой застает жена.

    Узнав о желании Галины уйти от него, Зилов пытается ее удержать и даже обещает взять с собой на охоту, но, увидев, что к нему пришла Ирина, быстро переключается. Однако и другие женщины, которых он когда-то привлек к себе лживыми обещаниями, в итоге покидают его. Вера собирается замуж за Кузакова, который относится к ней серьезно. Неслучайно она начинает называть его по имени, а не Аликом, как остальных мужчин.

    Только в конце пьесы зритель узнает, что за скандал устроил Зилов в «Незабудке»: он собрал там своих друзей, пригласил Ирину и начал оскорблять всех по очереди, грубо нарушая правила приличия.

    В конце концов он обижает и ни в чем неповинную Ирину. А когда официант Дима, с которым герой и собирается на долгожданную утиную охоту, вступается за девушку, он оскорбляет и его, называя лакеем.

    После всей этой отвратительной истории Зилов в действительности пытается покончить с собой. Его спасают Кузаков и Саяпин. Хозяйственный Саяпин, мечтающий о своей квартире, пытается хоть чем-то отвлечь Зилова. Он говорит, что пора ремонтировать полы. Виктор в ответ отдает ему ключи от квартиры. Официант Дима, несмотря на обиду, приглашает его ехать на утиную охоту. Тот разрешает ему взять лодку. Потом он прогоняет людей, которые хоть как-то пытаются бороться за его жизнь. В финале пьесы Зилов бросается на кровать и то ли плачет, то ли смеется. А скорее всего и плачет, и смеется над собой. Потом он все-таки успокаивается и звонит Диме, соглашаясь поехать с ним на охоту.

    Какова же дальнейшая судьба героя? Совершенно очевидно, что ему нужно переосмыслить свое отношение к жизни в целом, к людям, с которыми он связан общением. Возможно, Зилов еще сможет преодолеть душевный кризис и вернуться к нормальной жизни. Но скорее всего герой обречен в скорости найти свою гибель, так как не может преодолеть собственный эгоизм и не видит цели, ради которой стоит продолжать жизнь. Утрата духовных и нравственных опор — типическая черта поколения периода застоя. Веками жизнь людей была подчинена нормам религиозной нравственности. В начале XX века общественной мыслью двигала идея создания светлого будущего, социально справедливого государственного устройства. В годы Великой Отечественной войны основной задачей была защита родной земли от захватчиков, потом — послевоенное строительство. В шестидесятые — семидесятые годы общественно-политических проблем такого масштаба не стояло. Возможно, поэтому сформировалось поколение людей, для которых характерна утрата родственных связей и смысла дружеских отношений. Влияние церкви на духовную жизнь человека к этому времени было утрачено. Нормы религиозной морали не соблюдались. А в идею построения светлого будущего уже мало кто верил. Причиной духовного кризиса Зилова является осознание никчемности своей жизни, отсутствие реальной цели, так как так называемая утиная охота, о которой он постоянно мечтает, это скорее попытка бегства от жизненных проблем, ’чем реальное дело, ради которого можно поступиться всем остальным.

    libaid.ru

    - - - ; ?>

    www.voskres.ru

    , , .

      , 75- - , , -, . , , ...

    , , . , , , : , , , , 30 (. ), . , .

    , . , : , ? ? , , ? ? . . 1

    , ? , , , .

    , , 1997 . ( ) .

    - , - , . , , , , . , , , , , , , , .

    , , , , , , , , , , , , .

    * * *

    .

    . 1, 8

    , , , , . (, , .) , , , , . ( ) , , , , . 1971 , 1000 28 , 2. , , , , , . : , , .

    - , - , . , , ( ) . , . , , , , . , , ! , , , ; , , , , , ; . , : , , , ... , , ... , , , ...

    !.. , , . , , - , , , ? .

    , , , , , , , . , , , . , , .

    : ? ? , , , ? , , , , !

    - , , , -, , , -, , , , , , ...

    .

    . ( . ), 3. , , 1. . 2. . 3. (.) ( ). (. piece) (. 4 ., . 4, 1987). , ? : , . (piece), // , .

    - . , . . , - .

    * * *

    60- .

    . , , , (, , ), . , , . , 4.

    , 80- , . , . 1981 : . . , 5. : (. ..), , ( , , . ..). , , ( .). , , 6.

      . . , , , : , ... 7. 1977 , , .

    . , : , , , , , , , 8 , , , , , , , , : ( . ..) , , , , : ? , , , 9.

    .

    .

    * * *

    . . , , , ( 10), . . , , , . , . , ? , , , , , , . , , , . , , .

    ! , . ; , , ; . : , , , , , , : , , ...

    , . , , , , . , .

    * * *

    . . : , .

    , , . ? , , ?

    , , , , , , , , . . : : 11. , ! ... , , , , , , , ? .

    . - ( ), . , ! .

    ( ) (: , , , . 4. 1987), . . , , , - 12 ( ). : . , , , ? ? : ... , , , , . , .

    , , , .

    , . , . , , , . ( : .)

    . , . .

    . , . <...> , , , .

    , , , , , . , , . , , - , . -!

    . , ?.. -, ? ( .)

    (.) , , ... . (, .) ... . ... ... ( .)

    .

    , , , , . , , , . . , , . , , , , , . - , , . . , : , .

    . , , . , , , . , : . . . , . . , , . , , : , , . , : , , , , .

    , . , , , . . ! .

    , , , - , . . , . , . . : ? . : , ?! ? : ! , ...

    : , ! : , , , . , . .

    , , .

    . , , . ( ): , . , , , , , . ? . ... , . , : , , : . !.. , , , . , , , , - ? ! : , , , . , . , . . , , . . , , , , . , : , , . ? , , : (, , - , ). , , : ?

    , .

    , , ... . , .

    , , ( 20 ) , . , , ... . ( 1987 ): , ... ... . , , . : ..., , , , : , , 13.

    , . , , , , , , . , , , , , - . , , , , , : ! , . , , .

    . : , . , , : , . . 14. , , , . ? . ? ?.. !.. .

    , , , , . (, . : , . , , .)

    , . . : , , , . , , , , . . ( . . , 2002. .616).

    . , , , - . . : - ? ?.. ? , , , , . . ? : , , ... , , -, ? , .

    , , . , , , , , .

    , , .

    , , , - , .

    : ? . , . . , , . , , , . . , , , . , - , - , , , , .

    , . : , . , , . , , , , , , .

    - . . , ? . .

    , . , . , .

    * * *

    . . . : , , , ...

    . . , . ? . , . . , , , , , .

    , , -, . , , , . , , ! , . -, -!

    - . .

    : ? , . , . , , , , , 30- . , , . , . : - , , . : - , . . , : .

    , , , , , , - -, , , , , .

    , , . . , ( 30 ) , ; , , , . , , , .

    , . , . , , , .

    ! , . , , , , . , , .

    , (). , . , , , ... . ? , ? , ?..

    , . : , , , . . ? ? , .

    * * *

    , . , . , , .

    . ! , , -, , ! , .

    , , ? , : , ... , , , ... , ... ...

    , . , , . ! , , . , , . , . , ... . ... ! .

    , . , . . , , , : , ... .

    , , , , ! . , : , , , , , 15. , , , , , !..

    , , , , . -, , .

    . , , , , , , , , - : -, , , . . , : ! . (.) ! ... . .

    , , , . , , .

    . . , , , : , , ? , . , , ( , , 30- ), . , : ; , , -... : ... : , ... , ?.. , , , ?

    , . , . . , . , , , , 16.

    * * *

    .

    , , , , . , , : , . , , , . . ? ?

    , . , , , , . , , , , , , , . : ? : ? , . , ? : ? , : , .

    ( ) , . , ; , , : . .

    ... : , , , , , , , . -: , ?.. , , , , - , , , .

    , - , . , . , , . , , , , .

    , . (, , , .) . . , , . , .

    , , , . . , . - . , , . , , . , , . , ( ) , . , . , , , . .

    ? , .

    , . : - ? . , : . , ... , , , . , , , . , , , , ...

    , ?..

    , , - , , . , , , ? ? , , .

    , .

    . , ? , , , , ... , , , , , , , ...

    * * *

    , , , ( ) ( ), . , , .

    , , , . , . .

    . , , , . . , . , , . , .

    , , , , , . , ! , , !

    . , ! : , . , - . , , : . ? . , - , . . , . ! , , , ? . ! , .

    , . , . .

    , , . . , , , , , . , , : ?

    . , , . , : . , ?.. , : , , , ?

    , . , , .

    * * *

    , . , , .

    , . , , .

    , , , . , . ... , .

    ... , , , . , , , , ; : ! ! , ( ); , , , - ; , : ...

    ... , , , -.

    . . : .

    . , , , , , , . , : , .

    ( ) . ?

    , , , . . , , , , , . , . . . : , ! 17

    , . , , .

    * * *

    , . , .

    ... : : 2005 . , , , , (. ); , , , , (. ); , (. , . ), . : ; , (. ).

    : , , , (. ). , . : , .

    - .

    , , , -. , , . ( : ! , , , . , ! , , - .)

    , ? , , , , . , , , , , , , , ( ) , ( , ). . , , . .

    , , . , . , , .

    , .

    2003 : , , , . , , , .

    , , , . 60- , , , . , . . : , , ... , . , , , . ! , , , , , , , , - . . , , , 18.

    , , , . . , , , . .

    , , , - , , .

    : . , , , ; , , , .

    , . - -, - , , ... , , !..

    , .

    * * *

    , ?

    1968 , . . 90-. . .

    , , . , , . ; , - , , , . , , . , (, , , ), . , , . . , ! , . , . , ! , , , , , ... . . , , , ! , , , , .

    , . , , . , . . , , , . , , . , , .

    , 1968 , 1988-. ? , . , , , , : . (1965), . (1966), . (1967), . (1968), . (1967), . (1969); , . . , , , . , ... , . , . . , . , , 90- ...

    , , . , . ...

    . , , , , . 50 60- ? , , ? 80-, . , . - , , .

    . , I , , , . , . , , , . , , , . , I , . , .

    . , , , , . , -.

    * * *

    . . , . , , , . , , , (. . ) , .

    , . , , . . , . ( . ). , , : , , , , ...

    , - . , - , .

    ... . , 70-. , , . . . ... 19

    , , , . , . , , , ? , , , , ? : .

    1 . // .. 2008. 6-12 .

    2 . . // . , 2000. . 60.

    3 .. : ; ; . , 1988. . 400.

    4 . . , 1998. . 230.

    5 . : . .. . 231.

    6 .. // ... . 261-264.

    7 . .. . 233.

    8 . // , ? , 1987. . 302.

    9 . // . . , 2007. . 347.

    10 : .. // .. . , 1982.

    11 .. .. . 280.

    12 .. - // ... . 30.

    13 . // . . 1988. 31 . . 6-7.

    14 . . .. . 275-276.

    15 . // ... . 9.

    16 . ... // . 2007. 3. . 94-98. .. , .

    ()

     

    : " "

    Нравственные искания героев в пьесах А. Вампилова

    Пьесы Александра Вампилова «Утиная охота», «Старший сын», «Прошлым летом в Чулимске», «Провинциальные анекдоты» на первый план выдвигают нравственную проблематику. Драматург пытается «подтолкнуть» своих героев к осмыслению их жизни, помещая их в воспоминания, сны, житейские привычные ситуации.

    Основное внимание автор уделяет будничным, обыденным ситуациям, что сближает его с В. Шукшиным. Герои Вампилова – обычные люди, помещенные в заурядные события, но проявляющие себя по-разному. Героев Вампилова «окрестили» «инфантилами» за их специфические черты характера (вспомните «жизненно» неприспособленного Зилова, живущего мечтой, но не желающего ее осуществлять).

    Сложно определить жанровую принадлежность пьес Вампилова: они сочетают в себе элементы водевиля, драмы и даже трагедии, что отражает все перипетии описанного автором времени.

    Особенность пьес Вампилова состоит в том, что все его герои переживают некий перелом, результатом которого становится открытие нравственных основ жизни. Так, герой «Старшего сына», сыгравший злую шутку с хозяевами случайного ночного пристанища, открывает для себя тепло их семьи, радость взаимной любви и заботы, в которые молодой человек не верил. Зилов на мгновение становится тем романтичным и нежным юношей, в которого влюбилась когда-то Галина. В «Прошлым летом в Чулимске» юная Валя становится воплощением бесконечного труда на благо созидания и добра, которого не видят слепые люди.

    Герои «Утиной охоты» особенны тем, что они, молодые, тридцатилетние, утратили нравственные ориентиры; они живут сегодняшним днем, случайными удовольствиями. Мало у кого из них есть цель – оправданная, настоящая. Вампилов устами одной из своих героинь называет это общество «Аликами», учитывая и то, что они не брезгуют алкоголем. Это общество безликих, утративших моральные ориентиры людей. Частью этой компании является и Зилов, но он и отличается от других тем, что это общество ему изрядно надоело, он знает все его уловки и его психологию; Зилов мечтает вырваться на охоту. Символ утиной охоты многогранен: с одной стороны, это чистое стремление заблудившейся души вырваться к свету, т.е. обрести истинную жизнь, свободу; с другой стороны, охота – это убийство, т.е. смерть. Такие кардинальные черты мы видим и в своем герое: он может быть изменником, а может превратить заурядные вещи в воспоминания о первом свидании, он может любить и восхищаться красотой, а может намеренно сводить свою подругу с богатым товарищем.

    Зилов отличается и тем, что для него вопрос смысла жизни перестал быть бытовым – очередным рассуждением в пьяном угаре, но стал бытийным – попыткой истинно осознать жизнь и понять, для чего он живет.

    Пьеса включает в себе несколько картин воспоминаний главного героя, в каждом их которых он видит себя сеятелем зла, разрушителем: лжет жене, на работе подписывает липовые документы, обещает влюбившейся в него девушке несбыточное. Зилов осуждает себя («Я сам виноват, я знаю»), но не меняется: череда его «злодеяний» постоянно растет. Герой настолько дезориентирован в жизни, что не может отличить цинизма, лжи от восторженности, высокого порыва, настоящих человеческих чувств.

    Подводят Зилова и его же идеалы: он хотел стать таким охотником, как официант Димка. Но Димка – алкоголик и циник, наглый и бездушный – по определению не может быть образцом для подражания. В финале пьесы Зилов принимает приглашение официанта поохотиться, подтверждая тем самым свою моральную деградацию и обезличивание: «Плакал он или смеялся – по его лицу мы так и не поймем». Зилов подтверждает выводы своего создателя: зачастую интеллигенты на поверку оказываются типичными обывателями без смысла жизни и без цели. Вампилов утверждает, что во многом именно от человека зависит атмосфера вокруг него.

    © www.tutoronline.ru, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

    www.tutoronline.ru

    Писатель Александр Вампилов: биография (фото). Рейтинг книг

    Гениальный драматург, трагично окончивший земной путь, Александр Вампилов не издавался при жизни. Произведения писателя были опубликованы и получили признание только посмертно. За свою короткую жизнь Вампилов выпустил из-под пера пьесы, крупные и состоящие из одного акта, а также короткие прозаические произведения. Темы, поднятые Александром Валентиновичем, вдохновили театральных и кинематографических режиссеров поставить их на сцене. Выпущена даже опера по пьесе, автором которой был Александр Вампилов. Отзывы о творчестве писателя реализуются через многочисленные памятники, музеи в его честь.

    Детские годы

    Родился писатель-драматург в небольшом городе Иркутской области, городе Кутулик. Семья, в которой росло четверо детей, была самой обычной. Отец - директор местной школы, а мать, учитель математики, работала там завучем. Для семьи все изменилось, когда по доносу в 1937 году арестовали отца. Как это водилось в то время, один из «добродетельных» учителей написал на своего руководителя донос, обвинив в антисоветских взглядах. При таких обстоятельствах начинает свою жизнь Александр Вампилов. Фото представлено ниже.

    Таким образом, мать осталась одна с четырьмя детьми. Родственники отвернулись от женщины, которая изо всех сил старалась не дать детям умереть голодной смертью. Так начал свой жизненный путь Вампилов Александр Валентинович, биография которого получила клеймо «врага народа».

    Во время обучения в школе будущий писатель слыл обычным ребенком, ничем не выдающимся. Талант начал проявляться значительно позже. Скорее всего, это связано с тем, что слишком уж тяжелыми были детские годы. Вампилов Александр Валентинович, семья которого перебивалась порой хлебом и водой, просто не мог думать об искусстве.

    Юность

    Писательская карьера начинается, когда Вампилов поступает в Иркутский университет на факультет истории и филологии. Постепенно Александр Вампилов начинает пробовать себя в написании коротких рассказов. Первые из них публикуются в студенческой газете. Чуть позднее его заметило руководство газеты «Советская молодежь» - там молодой человек начинает работать с 1961 года.

    Как самого талантливого автора, руководство газеты отправляет Вампилова в Москву для повышения квалификации на литературных курсах. Это помогло Александру Валентиновичу продвинуться по карьерной лестнице: теперь он ответственный секретарь. Однако через несколько лет Вампилов завершает карьеру, полностью отдавшись писательской деятельности.

    К сожалению, попытки пристроить хоть какое-то произведение для постановки на сцене пока безрезультатны. Значительно позже пьесами Александра Валентиновича заинтересуются и БДТ Петербурга (тогда Ленинграда), и другие крупные театры.

    Карьера, да и семейная жизнь стали постепенно налаживаться. И вдруг… трагическая гибель.

    Трагическая гибель

    Всего несколько дней не дожил до 35-летия Александр Вампилов. Краткая биография его закончилась ужасно нелепо. Решив отдохнуть на Байкале, они с другом отправились на озеро с лодкой.

    Так получилось, что судно, зацепившись за нагроможденные под водой деревья, перевернулось. Друг писателя, Глеб Пакулов, стал звать на помощь и его спасли. Вампилов решил сам добраться до берега в ледяной воде. И вот как только он ступил на берег – сердце не выдержало.

    Хоронили писателя друзья, знакомые и совсем посторонние люди. С похоронами связаны две поистине сверхъестественные истории. Очевидцы связали это с тем, что не хочет так рано уходить Александр Вампилов. Биография его не закончена до конца. Устроители похорон забыли принести веревки, с помощью которых необходимо опускать гроб в могилу. В суете происходящего друзьям пришлось искать, а потом и ждать кладбищенского сторожа. Пока искали – гроб с телом писателя стоял на краю могилы. Это еще не конец истории. Как только все-таки тело писателя начали опускать – оказалось, что яма слишком мелкая. Опять пришлось ожидать, пока ее выкопают как надо.

    Парадоксально и то, что сразу после смерти начинается бурный интерес режиссеров и издателей к наследию, которое успел оставить Вампилов Александр Валентинович.

    Творческий путь

    Писать Вампилов начинает, будучи студентом первого курса историко-филологического факультета. Первые короткие очерки печатают местные университетские издания. Единственный сборник рассказов, опубликованный при его жизни, выпускается как раз в это время. Это короткие юмористические рассказы, написанные под псевдонимом А. Санина.

    По приезде из Москвы (там Александр Валентинович повышал квалификацию литератора), поработав некоторое время в престижной должности ответственного секретаря «Советской молодежи», он пишет две небольшие комедийные пьесы: «Сто рублей новыми деньгами», «Воронья роща».

    Постепенно Вампилов приходит к осознанию того, что должен заниматься исключительно творчеством. Поэтому он прощается с работой в газете и начинает активную писательскую деятельность. Вскоре появляется пьеса «Прощание в июне», которую автор предлагает к постановке в московских театрах. К сожалению, попытки эти не увенчались успехом.

    Помогает Вампилову случай, когда совершенно случайно на телеграфе он встречает известного тогда драматурга Арбузова, который соглашается взять и прочитать пьесу Александра «Прощание в июне». Вампилов получает положительные отзывы знаменитого драматурга, однако московскую сцену произведение тогда так и не увидело.

    В период 1969-1971 годы появляются самые известные пьесы. Их берутся ставить в провинциальных театрах, но вот Москва и Ленинград для Вавилова закрыты. Печально, но интересоваться творчеством драматурга начали незадолго до его смерти, в 1972 году. Сложно сказать, почему столичные театры обратили на него внимание, но пьесы берутся ставить БДТ, театр Станиславского. Даже Ленфильм заключает с Вавиловым договор на написание оригинального сценария. К сожалению, не увидел Александр Вампилов блестящих постановок своих пьес в Москве: жизнь его плачевно оборвалась.

    "Прощание в июне": краткое содержание

    Написанная в 1965 году комедия «Прощание в июне» характерна для литературы того времени. Вампилов показывает героя, студента, в мировоззрении которого произошли существенные метаморфозы не в лучшую сторону.

    Изначально Колесов показан душой компании, его ценят преподаватели и однокурсники. Он принципиален, но отличается некоей взбалмошностью, как все студенты.

    Все меняется, когда герой влюбляется в ректорскую дочь Татьяну. По понятным причинам руководитель факультета против этих отношений, он грозит выгнать Колесова из университета. Студент в растерянности, ведь он искренне любит девушку, однако понимает, что и диплом потерять не может, ведь до выпуска остаются считаные месяцы. После долгих томлений Колесов соглашается на сделку и бросает Таню.

    Анализ «Прощание в июне»

    Вампилов не сделал из главного героя отрицательный персонаж, он дает ему шанс измениться и намекает на это читателю, ведь Колесов не идет дальше, он раскаивается, в порыве чувств рвет свой диплом и пытается вернуть девушку. Писатель концовкой как бы приоткрывает читателю будущее, дает надежду, что он исправится.

    Нельзя сказать, что данная пьеса однозначно о любовных отношениях и предательстве. Плоскость ее намного выше: это сделка с собственной совестью, принципами. И кто выиграет он нее, Вампилов недоговаривает. В этом весь уникальный почерк Александра Викторовича.

    "Старший сын": краткое содержание

    Работу над «Старшим сыном» Вампилов ведет длительное время. Сначала появляются черновые наброски, заметки в записных книжках, потом публиковались некоторые главы. Окончательный вариант увидел свет в 1970 году, опубликованный в издательстве «Искусство».

    Бусыгин, который обманом заходит в семью, – тот, кто спасает всех их от ошибок. Так, Нине, дочери Сарафанова он открывает сущность жениха, мелочного Кудимова. Васенька задумывается над тем, чтобы не ехать в тайгу. Спасает Бусыгин и Сарафанова-старшего, даря ему в своем лице еще одного сына. Он как глоток свежего воздуха для этой семьи. Символично, что в конце герои остаются дома без Сильвы, друга Бусыгина, и без принципиального Кудимова. Они, по мнению Вампилова – две крайние точки, которым не место в жизни.

    У пьесы кольцевая композиция: в конце Бусыгин также пропускает свой вечерний поезд.

    Анализ произведения "Старший сын"

    Казалось бы, какой простой сюжет: плутовство Бусыгина в надежде погреться. Но таит он в себе глубинные вопросы, которые ставит перед читателем Александр Вампилов. Произведения его и отличаются этими смыслами, которые открываются читателю, как невидимая часть айсберга. В пьесе стоит извечная проблема отцов и детей. Трагично звучат слова сына Сарафанова Васеньки о том, что не нужны взрослым детям родители. Весьма философски подходит Вампилов и к теме смысла жизни. Кто такой Сарафанов? Неудачник, уволенный с работы, брошенный женой и вскоре детьми. Однако он не унывает, а верит, что хорошему человеку судьба обязательно преподнесет нечто хорошее. И он оказывается прав.

    Трагично складывается жизнь людей эпохи «застоя». Полностью лишенные нравственной базы, идейного фундамента, они плывут по течению, разрушая собственную жизнь. Таков и главный герой пьесы «Утиная охота» Зилов. Он находится в глубочайшем душевном кризисе.

    Начинается пьеса с того, что около своей двери герой находит похоронный венок со словами скорби в свой адрес. Это очень символично, потому что душевно Зилов мертв уже давно. Далее в пьесе этому Вампилов представляет неопровержимые доказательства.

    Герой показан через череду веселий, гулянок, любовниц и вранья.

    Жена Галина воспринимается им не больше, чем предмет мебели, ни во что он не ставит и Веру, свою любовницу. Даже родной отец, просящий встречи, отодвигается Зиловым на второй план (старик так и умирает, не встретившись с сыном). Герой же предпочитает мечтать об утиной охоте, на которую вряд ли соберется когда-нибудь. Этот образ очень яркий в пьесе, он символизирует несостоятельность главного героя.

    Поразительно, с какой точностью нарисованы Вампиловым женские образы: миниатюрная, нежная Галина, жена Зилова, душевная, порой грубоватая Вера, аристократичная Валерия и молоденькая студентка Ирина, искренне полюбившая главного героя.

    Как всегда, вопрос возрождения главного героя автор оставляет открытым, тайно надеясь, что оно произойдет.

    "Прошлым летом в Чулимске": краткое содержание

    Пьеса повествует о жизни районного центра в глубинке. Главная героиня, Валентина, влюблена в следователя Шаманова, который не сразу, но отвечает ей взаимностью. Также приглянулась девушка и Павлу, приехавшему к родителям в отпуск. Молодой человек весьма избалован, он привык получать все, о чем пожелает. Валентина в качестве жены нужна ему исключительно как красивое дополнение городской квартиры, как та, которая будет без проблем вести хозяйство.

    Не склонив девушку к женитьбе по-хорошему, он применяет к ней насилие. Поруганная, она отвергает предложение руки Шаманова и склоняется к решению выйти замуж за Пашку, как хочет этого отец. Однако в конечном счете отвергает обоих мужчин.

    Анализ "Прошлым летом в Чулимске"

    Вампилов ставит в пьесе очень серьезные вопросы: жизнь молодежи в глубинке, нравы жителей. Действительно, как можно удержать молодежь, если до ближайшего Дома культуры нужно идти несколько километров, а в кинотеатре показывают давно просмотренные всеми ленты. Вот поэтому и сбегает молодежь или спивается.

    Весьма символичен палисадник, который обустраивает Валентина: все, кроме Шаманова ходят прямо по нему и ломают, а девушка безропотно восстанавливает. Вампилов хочет сказать этим, что нравы людей не переделать: одни так и будут рушить, а другие восстанавливать. Есть и другой подтекст: поруганная, истоптанная честь Валентины. Очень символично, что палисадник помогает восстанавливать Шаманов. Может, все-таки он именно тот человек, который в конечном счете спасет девушку? Как и в остальных пьесах Вампилова – об этом приходится только догадываться.

    Одноактовые пьесы

    Самые известные короткие пьесы Вампилова «История с метранпажем» и «Двадцать минут с ангелом». Написаны они в самом начале его писательской деятельности. Значительно позже пьесы объединили в одно издание «Провинциальный анекдот».

    Это действительно очень меткое название, ведь, продолжая традиции Пушкина, Вампилов пишет короткие рассказы о неординарном событии, которое действительно происходило. Однако привносит автор и нечто новое в значение этого литературоведческого термина: искрометную, необычную концовку.

    Неслучайно в названии и слово «провинциальные». Таким образом Вампилов привлекал внимание читателя к проблемам далеких от столичной жизни поселений, где существуют особые уклады, взгляды и течение жизни.

    Эти одноактовые пьесы – своеобразный плацдарм для наиболее серьезных работ автора, ставящих важнейшие философские вопросы нравственности: «Утиной охоты» и «Прошлым летом в Чулимске».

    Прозаические произведения

    Исследователи творчества Вампилова в один голос говорят о том, что если бы его жизнь не оборвалась так рано, Александр Валентинович бы обязательно выпустил роман, а может, даже и несколько. Зачатки этого были однозначно видны.

    В основном проза писалась еще молодым писателем – студентом университета и работником газеты. Тогда из-под его пера выходят всевозможные очерки, записки, фельетоны. Однако два произведения относятся уже к зрелому периоду творчества Вампилова: в 1965 году написан фельетон «Кое-что для известности», а в 1966 - «Витимский эпизод». Кроме того, в это же время Алксандр Валентинович пишет очерки о Кутулике.

    Все прозаические произведения Вампилова объединяют их сюжеты, проблемы, которые будут развиты в драматических произведениях. Здесь проявляются образы Шаманова, Якова Черных, Валентины, Пашки, события, произошедшие в «Утиной охоте» и «Прощании в июне».

    Проза отличается остротой сатиры, меткими характеристиками героев. Ее можно сравнить с работами Зощенко и Олеши.

    Не сразу получил признание публики и читателей Александр Вампилов. Рейтинг книг и спектаклей складывался постепенно. Однако факт того, что все его крупные пьесы в итоге были поставлены на сценах ведущих театров, а многие еще и исполнены в кинематографе, говорит о действительно народной любви и актуальной тематике произведений.

    fb.ru


    Смотрите также